Печатается в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ.
140010, Люберцы, Октябрьский проспект, 403. Тел. 554-21-86.


Counter CO.KZ
 Некоторые материалы
Г. Г. Азгальдов

Концепция формирования и функционирования органа верификации масштабных социально-экономических решений

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

Страница 1 из 9   Следующая страница

   В предыдущей статье по этой проблеме была обоснована идея о необходимости иметь в нашем государстве специальный консультационный орган - Федеральный экспертно-аналитический совет (ФЭАС). Этот орган, будучи в достаточной степени независимым от существующих ветвей власти, мог бы выносить достоверные заключения по тем масштабным (то есть крупным и важным) государственным проблемам, относительно способа решения которых у различных ветвей власти имеются противоречивые мнения.

   Было показано также, что важнейшие условия, выполнение которых делает оправданным существование ФЭАС, - это высокая степень квалифицированности, независимости и объективности выносимых им решений. (Причем, выполнение двух последних условий в методическом плане является самым трудным).

   Понятно, что обеспечение реализации этих условий главным образом зависит от технологии создания и функционирования ФЭАС. Этим вопросам и посвящена настоящая статья. Однако, перед чтением приводимого ниже материала полезно просмотреть (хотя бы бегло) текст предыдущей статьи.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФЭАС

Составные части ФЭАС
   ФЭАС должен состоять из отдельных подразделений - основных и обслуживающих. К основным относятся экспертное и аналитическое подразделения, осуществляющие соответственно экспертную и аналитическую функцию ФЭАС. К обслуживающим относятся подразделения, обеспечивающие интеллектуальное (в основном - информационное) и техническое обслуживание основных подразделений.

   Соответственно весь персонал ФЭАС делится на основной персонал (экспертов и аналитиков) и обслуживающий персонал.

Эксперты ФЭАС
Функции экспертов ФЭАС
   Коллектив экспертов:

  • служит для аналитиков ФЭАС своеобразным эвристическим банком данных той информации, получить которую не экспертным способом при сегодняшнем уровне знаний или принципиально невозможно, или слишком дорого и сложно;
  • выполняет ролевые функции при проведении аналитиками деловых игр;
  • редуцирует (подразделяет) сложные, комплексные проблемы на проблемы менее сложные и структурирует их в виде "дерева проблем";
  • служит дополнительным источником генерирования вариантов решения этих проблем;
  • осуществляет предварительную отбраковку неэффективных вариантов тех решений, которые поступают в ФЭАС "извне" (например, от высших органов государственной власти, от жюри конкурсов на лучшее решение крупных государственной важности проблем и т.д.) и для выявления неэффективности которых нет необходимости проводить анали-тические расчеты;
  • дает "традиционные" экспертные заключения по результатам проведения упомянутых выше конкурсов;
  • критически рассматривает общие итоги количественной оценки вариантов решений, полученные аналитиками, и утверждает их как коллективное мнение ФЭАС.
Постоянный и переменный состав экспертов
   Эксперты, участвующие в анализе и поисках решений поставленных перед ФЭАС проблем, делятся на две части.

   Меньшую часть составляют высококвалифицированные специалисты достаточно широкого профиля: экономисты, управленцы, социальные психологи, политологи, социологи, экологи. Они работают в ФЭАС постоянно, на полной ставке или являются совместителями на половине ставки. Такие эксперты участвуют в решении большинства вопросов, отнесенных к компетенции ФЭАС.

   Большая часть экспертов, специалистов по отдельным научным дисциплинам, не являясь штатными членами ФЭАС, привлекается к участию в его работе на основе трудовых соглашений, для решения отдельных проблем по профилю своей специальности.

   Соотношение численности штатных и внештатных экспертов равно, приблизительно, 1:10 - 1:15.

Качество и количество экспертов
   Учитывая высокие требования, предъявляемые к экспертам ФАЭС как в профессиональном, так и в этическом аспекте, их отбор производится на конкурсной основе. При этом должны использоваться существующие современные методики профессиональной диагностики и количественные методы выражения тех многочисленных свойств эксперта (их несколько десятков), по которым будет производится такой отбор. (Обобщенные градации этих свойств приведены в таблице 1). Поскольку эти методики известны из литературы по профдиагностике и теории экспертных оценок, в данной статье они не рассматриваются.

   Для экономии места, свойства, систематизированные в таблице 1, здесь редуцированы только на четыре яруса дерева. Формулировки этих свойств (требований к эксперту) представляются достаточно понятными и не требующими дополнительных пояснений.

   Система требований по своей форме является одной и той же как для штатных, так и для внештатных экспертов ФЭАС. Различие заключается лишь в их содержании. Так, для штатных экспертов профессии, которые для них являются основными, перечислены выше. Внештатные же эксперты могут иметь, в зависимости от характера анализируемой проблемы, как те же самые, так и другие профессии.


© Научно-практический журнал "Концепции" 2000 г. Все права защищены.