ОБ ОКЛАДАХ ЗА ЗВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК, РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК, РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ, РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ И РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК
Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 807 "Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2572; 1999, N 45, ст. 5437; N 52, ст. 6407; 2000, N 38, ст. 3813) изложить в следующей редакции:
"1. Установить:
оклад за звание действительного члена Российской академии наук в размере 20 000 рублей; 2. Установить, что в 2003 году выплаты, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, осуществляются в пределах средств, предусматриваемых Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук в федеральном бюджете на этот год. 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2003 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов |
мероприятий по реализации в 2002-2003 годах "Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" *
План одобрен председателем Правительства Российской Федерации М. Касьяновым
20 июня 2002 года
Меры финансовой поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности…
1. … * Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечень критических технологий Российской Федерации утверждены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 марта 2002 г и опубликованы в журнале "КОНЦЕПЦИИ", № 1 (9), 2002 г. |
кандидат технических наук В.М. Хургин,
кандидат экономических наук А.П. Яркин
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.1994 № 5 Вопросы Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева… 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.01.1994 № 56 Об установлении окладов за ученые звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, Российской академии архитектуры и строительных наук 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.1994 № 109-р (О включении в перечень научно-исследовательских учреждений Российской Федерации, освобождаемых от налога на имущество в 1993 году, утвержденный распоряжением Совета Министров - Правительства России от 27 мая 1993 г. № 937-р научно-технического центра правовой информации "Система", Российского научно-практического и экспертно-аналитического центра и Всероссийского научно-исследовательского института изделий для детей) (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 6, ст. 475)
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.1994 № 110-р (Об утверждении перечня научно-исследовательских учреждений Российской Федерации, освобождаемых от уплаты земельного налога в 1993 году, согласно приложению (в дополнение к распоряжению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 2399-р)) (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 7, ст. 568) |
ПРИОРИТЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
Актуальные вопросы корректировки экономической политики современной России
Академик РАН
1. Источники финансирования возрождения
научно-технического потенциала России…
Многие экономисты в последнее время называют в числе возможных локомотивных отраслей топливно-энергетический комплекс, самолетостроение, освоение потенциала космических иссле-дований, жилищное строительство и т.д. В этих перечислениях много справедливого, но в то же время отсутствует системность, общий концептуальный подход. … 2. Суть трансформационного процесса, его цели и условия реализуемости... 3. Либерализация цен… 4. Борьба с инфляцией и денежная политика… 5. Приватизация… 6. О реструктуризации естественных монополий…
|
Тенденции и факторы неравенства доходов населения в субъектах Российской Федерации *
Abstract In the Russian Federation, a steep fall in output and a sharp increase in inflation accompanied the breakup of the central planning system. So the real income of population in 2000 went down to 72 percent by 1994. At the same time the inequality on income distribution also rose markedly. The Gini coefficient increased from 0.219 in 1990 up to 0.399 in 2000; Kf increased from 3.34 in 1990 up to 7.93 by 2000. The same trend one can reveal in all subject of RF, but they are very differ in rate of these processes. Par example the real income in Tyumen, Samara, Chelyabinsk regions in 2000 is equal to 90-97% about 1994, in Сhukchi autonomous area - only 30%. The Gini coefficient across the regions has enormous range. Inequality as well as poverty widened dramatically during the transition, with increasing disparities across regions. The dynamic of inequality of incomes is very dangerous for political stability and sustainable social-economics development. To improve the situation a number of questions should be posed and investigated: How has been changed the structure of Income? What are the main factors of between-interregional differentiation? How stable are tendencies on inequality increasing? In which way should change the temporarily federal and regional social-economics policy?
To find out the answers, the 3-dimensional matrix of statistical data was composed. The axes are Time, Re-gions, and Indicators. The indicators are grouped in three blocks: "Income", "Population & Labor", "GDP and asso-ciated with him indicators". Many oh them are Indicators of Sustainable Development. Varieties of mathematics and statistical methods could be applied for investigation. The main goal of this publication is to indicate the actuality of this social-economic problem… Таблица 2. Состав денежных доходов населения России (денежные доходы всего=100%)… Таблица 3. Дифференциация населения России по уровню денежных доходов… Таблица 4. Минимальные и максимальные значения коэффициента фондов для субъектов РФ… Литература…
* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 01-02-00070а
|
Концептуальный подход к совершенствованию образования в минерально-сырьевом комплексе России
экономики минерального сырья и природопользования (ВИЭМС),
Заведующий отделом,
доктор экономических наук, профессор Г.С. Гольд,
Директор,
доктор экономических наук, профессор М.А. Комаров
Проблемы образования всегда интересовали широкие слои общества, однако никогда ранее они не были так остры, как сейчас. Идеи всеобщей перестройки коснулись и системы образования, причем задели его весьма болезненно. Полностью бесплатное образование, кажется, уходит в прошлое, а результаты подобных решений в долгосрочной перспективе могут оказаться чрезвычайно неблагоприятными для страны, которая 80 лет тому назад быстро прошла путь от глубокой безграмотности к всеобучу и справедливо считалась одной из наиболее образованных стран мира. Сейчас формально не выдвинут, но фактически реализуется тезис о том, что у государства должно быть столько науки и образования, сколько денег имеется в казне. Но ведь если казна будет пустеть и пустеть, то и образование будет сужаться и хиреть. Такой остаточный подход совершенно не подходит для развития образования и науки в начале XXI века. Наиболее остро его негативные результаты могут проявиться таких областях знаний как геология, горное дело, минерально-сырьевая сфера в целом. И дело здесь не только в том, что геология - область знания с весьма высокой степенью неопределенности информации о параметрах поисков и разведки новых месторождений и сложных природных процессах, происходящих в недрах. Проблемы образования тесно связаны с эффективностью развития минерально-сырьевого комплекса страны (МСК), уровнем ее ресурсной обеспеченности, достижимым благосостоянием населения и рядом других важнейших факторов развития. 1. Актуальность проблемы Не менее сложна экономическая и еще более социально-экономическая ситуация, складывающаяся в народном хозяйстве в связи с принятием тех или иных ресурсных стратегий. Минеральная продукция заняла ныне в народном хозяйстве доминирующее положение, несвойственное, как правило, гармоничному развитию экономики и общества. Действительно, продукция МСК составляет ныне около 50% валовой продукции страны и 60% ее экспорта, а доля МСК в составе экспортной продукции в страны дальнего зарубежья доходит до 85%. МСК был провозглашен локомотивом перестройки последнего десятилетия. Каков же, предельно кратко, результат, такой экономической стратегии? В силу ряда причин, в частности, радикального повышения затрат на добычу и транспорт сырья, его активные запасы уменьшились на 30-70% по сравнению с ранее утвержденными. Более того, качество разведанных месторождений, принятых на баланс Государственной Комиссией по запасам полезных ископаемых, в предшествующее десятилетие, снизилось, и здесь не могло не сказаться примерно 10-кратное сокращение ассигнований на геологоразведку. В качестве наиболее яркой количественной иллюстрации произошедших за последние десять лет изменений в минерально-сырьевой сфере можно привести следующие цифры: по алюминию за 10 лет объем экспорта возрос в 11,4 раза, а объем годового внутреннего потребления уменьшился в 6,6 раза; с 1992 по 1996 г.г. объем производства никеля в России не изменился, а внутреннее потребление в 1996 г. составило всего лишь 14% от уровня его производства. Аналогичная тенденция имеет ныне место и многим цветным металлам, агрономическим рудам, нефти, газу и другим полезным ископаемым. Ясно, что интенсивное срабатывание запасов российских месторождений на фоне чрезмерно низких объемов внутреннего потребления, требует всемерной активизации прироста запасов новых месторождений полезных ископаемых, а это дело чрезвычайно трудное. Интересная в этом плане мысль высказана в предисловии П. Деспрери к прекрасной книге А. Перрадона "История открытий нефти и газа" (М. "Мир", 1994), где сказано: "Общественность должна знать, что поиски нефти связаны с научными достижениями, а не только с наличием денежных средств, что нашим детям и внукам для открытия и добычи нефти потребуется значительно больше умных голов, чем те, которые работают в настоящее время в мировой экономике. Завтра еще больше, чем вчера, открытие нефти станет результатом деятельности геологов. В течение последних двадцати лет открытий крупных месторождений почти нет. А ведь мы должны еще выявить и добыть столько же нефти, сколько было открыто и добыто с самого начала проведения разведочных работ, т.е. с 1850 года; но эти месторождения будут все меньшего размера, а их открытие и эксплуатация - все более дорогостоящими и связанными со значительными трудностями. В настоящее время необходимо открывать десять или пятнадцать месторождений, "крупных" по меркам 1980-х годов, чтобы заменить открытие одного месторождения, "крупного" по меркам 60-х годов", - указывает автор и продолжает: "Надо все больше напрягать интеллект, чтобы наиболее эффективно использовать возрастающие капиталовложения для обнаружения каждого барреля нефти". Выказанные соображения правомерны для большинства видов полезных ископаемых и в нашей стране. Таким образом, поиски и разведка полезных ископаемых требуют все более активных, талантливых, отлично профессионально подготовленных специалистов и, безусловно, необходимо создание гораздо более благоприятных, чем сегодня, условий для их материального обеспечения и морального стимулирования. Полезные ископаемые должны использоваться прежде всего не как главный природный резерв для получения валюты, а как негасимые источники света, тепла, важнейшие ресурсы для транспорта, производства удобрений, оборонных нужд, удовлетворения стратегических, витальных нужд общества, особенно в такой холодной, северной стране, как Россия с ее огромными расстояниями и морозами, длящимися во многих регионах по 8-9 месяцев в году. Таким образом, ресурсные проблемы касаются жизни и благосостояния всего российского общества. При этом необходимо учесть, что минерально-сырьевая сфера объективно отличается особо вы-соким уровнем неопределённости не только собственно геологических, но и социально-экономических параметров. Что касается геологоразведки, то для нее характерны наиболее тяжелые из всех отраслей МСК географо-климатические условия труда и быта. В целом, из названных и ряда других особенностей геологоразведочного производства, в той ситуации, в которой оказалась отрасль, вытекают принципиально новые требования к уровню подготовки кадров, оценке новых знаний, инновационной активности геологов. 2. К повышению конкурентоспособности Возьмём на себя смелость утверждать, что какой бы ни стала наша экономика, она в любом случае должна обладать несравненно большей конкурентоспособностью, чем ранее. Это положение представляется нам одним из ключевых в системе ориентиров для подготовки и переподготовки кадров. Иными словами, для разработки содержательного курса подготовки студентов и переподготовки практиков во главу угла должно быть поставлено достижение коренных результатов в повышении конкурен-тоспособности работников и коллективов - от низового звена до центрального аппарата управления геологической службы страны и ее территориальных органов. Применительно к слушателям такой подход означает повышение уровня их квалификации, компьютерной грамотности, динамизма, понимания особенностей развития мировой геологии, горного дела и экономики, особое внимание к методам и истории геологических открытий, правовым аспектам перестройки, ознакомление с основами прикладных социальных дисциплин, усиление внимания к социальным и социально-экономическим аспектам оценки месторождений полезных ископаемых, разработке принципиально новых подходов при формировании ресурсных концепций. Трудно переоценить значимость усилий, предпринимаемых в индустриально-развитых странах, для повышения уровня грамотности и профессионализма. Так, в Японии, самой динамичной из крупных промышленно развитых стран, новым знаниям, росту в целом квалификации кадров уделяется столь большое внимание, что шестая часть валового национального продукта страны расходуется на нужды образования. Структурно эта сумма распределяется следующим образом: порядка двух третей расходуется на молодёжные образовательные программы, остальное - на переподготовку кадров. В США на подготовку и переподготовку кадров расходуется ещё больше - порядка 20% ВНП и т.п. Огромное количество публикаций и исследований посвящено самым разнообразным аспектам геологоразведочных работ. В области поиска, разведки и использования минеральных ресурсов накоплены обширные знания, но сравнительно мало сделано в исследовании рационального использования человеческих ресурсов, связанных с минерально-сырьевой сферой. Между тем, будущее отрасли в решающей степени зависит именно от их развития, в том числе и от качества подготовки и переподготовки геологоразведчиков. В этом свете опережающее направление средств на ускоренное повышение уровня и результативности образования представляет собой одно из наиболее важных и эффективных направлений использования финансовых ресурсов в геологоразведочном производстве, недропользовании, экономике минерального сырья в целом. Характерна и идеология такой направленности образования, одной из главных целей которого является переход от принципа Тейлора "работать более умело" к принципу "работать более продуктивно". Такой подход трансформируется во все большее внимание к новаторской деятельности, развитию научно-технического прогресса. По существу качество управления можно рассматривать как один из важнейших факторов современной цивилизации. Разумеется, это положение правомерно только в случае достаточно высокого уровня управления, отсюда и его особая значимость для подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации. При этом можно предположить, что по качеству управления мы отстали от промышленно развитых стран гораздо сильнее, чем, скажем, по производству тех или иных видов горной продукции, рост объёмов производства которой (уголь, сталь и т.д.) десятилетиями считался оп-ределяющим для оценки уровня развития национальной экономики. Общепризнанная задача подготовки кадров - активизация человеческого потенциала, в том числе в сфере управления. Только рассматривая человеческие ресурсы в качестве главного фактора экономики, можно добиться успеха в современной конкурентной борьбе. Яркие образцы такого подхода демонстрируют Япония, США. Например, в ряде учебных послевузовских курсов в США половина учебного времени расходуется на так называемое "on the job traning" - обучение в форме непосредственного участия обучающихся в конкретных проектах. Повидимому, такую форму обучения можно было бы признать наиболее интересной и наиболее продуктивной при определенных условиях. К ним относится прежде всего необходимость тщательной адаптации выполняемой работы к намеченным для данного курса задачам вузовского и послевузовского обучения с учетом того, насколько слушатели подготовлены к восприятию предлагаемых материалов, насколько достаточен в реальности объем времени, которое может быть выделено руководством соответствующей организации системы образования для развития творческого потенциала обучаемых. По-прежнему на переднем плане должны быть задачи управления большими социально-экономическими системами в территориальном и отраслевом разрезе. К ним относятся задачи долгосрочного планирования и прогнозирования раз-вития, макроэкономические проработки, исследования в сфере потребности в минеральной продукции, поведенческая психология и многое другое. Без глубокого понимания этих задач и системного, комплексного видения ресурсных проблем, подготовка и переподготовка кадров не дадут требуемых высоких результатов. 3. Принципы обучения В процессе послевузовского образования особое внимание должно уделяться обсуждению и проработке новейших результатов геологических, горно-экономических, социологических исследований, экспертиз горных и геологических объектов, экологических экспертиз, способов и путей разрешения весьма сложных правовых коллизий, ярко проявляющихся в период перехода к рыночным отношениям. По существу эта часть процесса обучения может стать если не главным, то одним из главных элементов послевузовского образования. Особенно важным здесь является развитие экономического мышления, повышение его уровня, общей экономической и управленческой культуры. По меткому определению одного из французских ученых, истинная культура гораздо меньше, чем принято думать, связана с накоплением фактических знаний. Это, скорее всего, известное умение понимать, преломлять полученные знания, мыслить. Быть культурным - это не значит начинять свой мозг цифрами, датами, именами, это - способность к мышлению, это уровень суждений, их логика, стремление к доказательствам, понимание сложности вещей и трудности проблем. Мы отнюдь не считаем подобное суждение наилучшим из возможных. Едва ли оно может считаться и достаточно полным. Однако по существу мы столкнулись здесь со своеобразной формулой культуры знания и культуры понимания. Если переформулировать изложенное в виде перечня требований к процессу обучения (а они к тому же являются и оценочными характеристиками качества результатов обучения), можно получить своего рода инструментарий комплексной оценки процесса обучения. В большой степени оценить качество образования можно с помощью анализа обратных связей. На первом месте здесь стоит оценивание полученных знаний самими слушателями и их работодателями. Качество этих оценок и отношение к ним должно систематически анализироваться и гибко учитываться при адаптации новых образовательных программ к требованиям времени. Таким образом, необходимо четко и понятно не только для преподавателей, но и для слушателей, формулировать цели и задачи обучения и методы их оценки. Очевидно, приоритет должны получить задачи научения слушателей способам и подходам к оценке не только ближайших, но и долговременных социально-экономических и природно-географических последствий разрабатываемых и принимаемых решений. При этом особое внимание должно быть уделено современному стилю экономического мышления, а не просто передаче слушателям определенного набора знаний, сколь бы хорошо они не отражали сиюминутные задачи и ситуации. Иными словами, передаваемые слушателям знания в первую очередь должны быть нацелены на формирование их готовности к ре-шению новых задач в новых условиях, опираясь на полученную информацию и способы её творческой переработки. Принцип рациональной системы об-разования образно отображен в известном тезисе: голова - не пустой сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Этот принцип может быть продуктивно использован в качестве одного из главных критериев качества подготовки кадров и оценки отдельных лекций и семинарских занятий, а его реализация достижима при активном применении методов креативного обучения. Зарубежный опыт показывает, что в программу курса подобной направленности включается 10-12 ситуаций, моделирующих управленческие проблемы. В целом за три месяца обучения прорабатывается более ста ситуаций. Стоимость обучения составляет 10 000 долларов в месяц, что в 4-5 раз выше среднемесячной оплаты труда в США. Однако известно и другое: после прохождения такого обучения в Гарварде опережающим темпом растут доходы его выпускников по сравнению со специалистами, не владеющими такими знаниями. Предполагается, что характер изучаемых ситуаций достаточно приближён к реальной экономической жизни, В ходе обучения на конкретных примерах вскрывается их внутренняя сущность, развиваются аналитические навыки слушателей. Радикальное продвижение вперёд в деле высшего образования и послевузовской переподготовки кадров может быть достигнуто, если каждая из обсуждаемых задач будет рассматриваться под углом зрения формирования оптимальных управленческих решений. Такой подход должен заметно расширить рамки восприятия знаний и одновременно дать в руки слушателям методологический инструментарий, позволяющей существенно по-новому формировать ресурсные альтернативы и отбирать наилучшие из них. Разумеется, каждый слушатель даёт индивидуальную оценку полученным знаниям и приросту своей профессиональной компетентности. При этом сформировать обобщённую оценку можно используя методы социологического анализа. Подобная оценка, на наш взгляд, не только полезна, но и необходима. Более того, в этом направлении нельзя ограничиться разовым обследованием. Следовало бы организовать своего ро-да социологический мониторинг анализа и оценки креативного обучения. Здесь особенно важна оценка руководителями предприятий и организаций соотношения затрат и результатов направления своих работников на обучение. Эта важнейшая составляющая общей оценки эффективности образования также требует проведения социологического исследования. Наряду с указанными, преимущественно неформальными, хотя и алгоритмизированными оценками, следовало бы организовать сертификацию качества учебного процесса и его организации. То есть речь идёт о сертификации качества результатов образо-вания как ответа на социальный вызов времени. По существу сама сертификация (под сертификацией в данном случае понимается стандартизация требований к процессам и факторам подготовки и переподготовки специалистов) представляется нам безусловно полезной, ибо, помимо упорядочения оценки качества подготовки кадров, она поднимает планку требований к слушате-лям, преподавательскому составу и организации работ. Немаловажное значение имеет и сертификация качества работы организаторов системы образования. Уровень усвоения полученных знаний может быть определён не только с помощью прямых вопросов и ответов, но и путём выяснения, того, как слушатель пришёл к высказываемому им ответу. Чрезвычайно важно, чтобы все лекторы не только были детально ознакомлены с общим замыслом, структурой и кратким содержанием всего курса лекций и занятий в целом, но и обеспечивали своими лекциями, семинарскими занятиями и другими формами обучения достижение основных четко сформулированных целей подготовки кадров. Структура и особенности тематики социально-экономического характера должны отвечать прежде всего целям и задачам раз-вития минерально-сырьевого сектора экономики в современных условиях хозяйствования с учётом перспектив ожидаемых изменений. А поскольку в эпоху бурных общественных перемен нередко существенно изменяются, а то и переформулируются даже основные цели и задачи развития, значит должны изменяться соответствующим образом структура и содержание курса обучения, равно как и приоритеты тех или иных его разделов. Особенно важными являются анализ и прогноз динамики законодательных процессов. Речь здесь может идти, наряду с общим ознакомлением с процессами нормотворчества, лишь о наиболее сложных и остро дискуссионных нормативных документах. Одновременно было бы весьма полезно проанализировать и прокомментировать наиболее интересные и практически важные прецеденты в реальных нормотворческих процессах и коллизиях. 4. Структура курса обучения Один из важнейших моментов образования - ознакомление с основами хозяйственной деятельности предприятий в условиях развития рыночных отношений и многообразия форм собственности. Сюда входит, в частности, проведение экспресс-анализа и макроанализа финансовых и общехозяйственных ситуаций на предприятиях, проблемы формирования бизнес-планов, прогноз долгосрочных социально-экономических последствий принятия новых хозяйственных решений и т.п. В том числе особое внимание, применительно к минерально-сырьевой сфере, должно быть уделено принципиальной оценке последствий социально-экономических решений, по крайней мере, на период до 2015 года и на первые десятилетия XXI века в ракурсе проблем не только минерально-сырьевого сектора народного хозяйства, но и развития экономики и общества в целом. Самостоятельное значение имеют информатика и компьютеризация в геологоразведке. Эта тематика подразделяется на две проблемы: организация научно-информационной деятельности в условиях рыночных отношений и компьютерное обеспечение геологоразведочных задач и практики внешнеэкономической деятельности в области недропользования. В этой группе задач должное внимание следует уделить содержательному наполнению информационных систем и отбору из многочисленных компьютерных задач тех, которые могут дать наиболее существенный эффект в геологоразведке и экономике минерального сырья. Цикл занятий по прикладным вопросам внешнеэкономической деятельности посвящён прежде всего проблемам правового и организационного регулирования минерально-сырьевых отношений в недропользовании. Эти проблемы, на первый взгляд, достаточно легко разрешимые, требуют упреждающей разработки вопросов разграничения общенациональных, региональных и местных задач и прав недропользования и недропользователей. Они-то и являются ключевыми для проблемы в целом и выступают как приоритетные по отношению к остальным задачам. В этом разделе весьма интересны задачи выявления, правовой защиты и коммерческой реализации результатов работы МСК во внешнеэкономической деятельности. Качество преподавания по этому разделу учебного курса, видимо, в решающей степени будет зависеть от уровня оценки соотношения локальных и глобальных критериев эффективности. Особенно интересны для слушателей будут реальные прецеденты, сопоставительный анализ структуры затрат и результатов по отдельным сырьевым объектам, как в странах СНГ, так и в дальнем зарубежье. Не менее важны и интересны и социальные аспекты международного сотрудничества. В силу особой значимости влияния социальных факторов на все стороны развития и функционирования МСК необходимо глубоко рассмотреть проблемы и задачи социально-экономического анализа состояния и перспектив развития ресурсного сектора народного хозяйства. Ключевым концептуальным вопросом в этом разделе, как, пожалуй, и во всём курсе, является рассмотрение специфики управления МСК в ракурсе социального видения существующих и назревающих проблем. В рассматриваемом цикле обучения взаимно переплетаются "чисто социальные" темы, как например "Социальная про-блематика в МСК", так и на первый взгляд "чисто геологические", скажем, "Методология геологических открытий" и т.п. Такая постановка вопроса вызвана тем, что наиболее острые проблемы МСК, на наш взгляд, должны быть рассмотрены сквозь призму социального подхода. Например, вопросы геологических открытий должны быть рассмотрены не только с позиций технологии и техники разведочных работ, использования математических моделей и т.д. Открытия зависят прежде всего от личности первооткрывателя, методов работы с ним, методов активизации резервов человеческой личности и т.д. А это уже в огромной степени задачи социальной и когнитивной психологии. Разумеется, перечень проблем и задач развития минерально-сырьевой сферы, ее взаимодействия с нуждами общества и протекающих в нем социальных процессов требуют обеспечения высокого уровня адекватности методов подготовки и принятия управленческих решений сущностным особенностям исследуемых общественных и природных систем. В этой связи возникает много проблем в подготовке кадров способных творчески, по-новому, масштабно и грамотно решать всё новые и новые задачи с выходом на порядковые эффективности в их реализации (в 10, 100, 1000 раз по сравнению с традиционно привычными значениями показателей эффективности). С практической точки зрения здесь особенно важен масштаб предлагаемых новаций - в рамках рабочего места, цеха, предприятия, отрасли, народного хозяйства, мирохозяйственных связей. В свете вышесказанного приоритет в подготовке case-studies (развернутых примеров, активизирующих процессы мышления) отдается не только самым ярким и впечатляющим, но прежде всего, крупномасштабным примерам. Особое внимание здесь должно быть уделено анализу прорывных идей, новаций, открытий, формирующих стиль мышления, повышающих способность специалистов к новаторской деятельности. 5. Наука и образование Одна из наиболее сложных задач современного состояния науки и образования - поиск оптимальных методов их интеграции. Здесь необходима выработка количественных и качественных оценок, определяющих возможность продуктивного анализа взаимодействия и взаимовлияния науки и образования. Анализ зарубежного опыта свидетельствует о весьма существенных различиях в организации науки и образования в России и за рубежом. Углубленный анализ специфики указанных систем, их развития в динамике, гибкости, необходимости органической взаимоувязки их целей, задач, механизмов взаимодействия и т.д. необходим для создания высокоэффективной системы интеграции науки и образования с учетом соответствующих кадровых и материальных ресурсов для ее реализации. Особенно важно создание методологических основ и действенных механизмов интеграции науки и образования в сфере деятельности МПР России с выходом на порядковые эффективности. Здесь прежде всего необходим системно-структурный анализ современного положения дел в России и перспектив развития науки и образования. Требуется опережающее создание и многосторонняя апробация концепций решения проблем интеграции науки и образования в России с учетом долговременных социально-экономических, этических, геополитических последствий потенциальных управленческих решений, принимаемых в исследуемой сфере. Наряду с разработкой взвешенной концепции достижения интеграции науки и образования, необходима многосценарная разработка достаточно продуктивных путей решения поставленной интеграционной задачи, тщательное изучение людских, интеллектуальных и материальных ресурсов в сфере геологической науки и образования. На основе проведенного анализа строится система целей и подцелей решения геологических задач. Подготавливается и практически используется методология социальных исследований науки и образования. В работе активно используется комплекс смежных гуманитарных дисциплин. В ходе разработки схемы целеполагания особое внимание следует уделять приоритетному развитию российской науки в первые десятилетия XXI века, исходя из необходимости выработки достойного ответа на социальные вызовы времени. В свою очередь, система образования должна непрерывно обеспечивать резко возрастающие кадровые потребности науки. В результате выполнения исследований будут определены общая направленность и траектории развития ожидаемых научных достижений и разрабатываемых образовательных программ. Взаимоувязка приоритетов в развитии науки и образования должна создать предпосылки для их гармоничной увязки; ее механизмы (юридические, экономические, административные) позволят обеспечить выполнение целевых заданий по исследуемой проблеме. На этой базе будет обеспечен подъем науки и образования на новый качественный уровень. Конкретно ожидаемые результаты такой деятельности - принципиально новые взаимоувязанные программы развития науки и образования, соответствующие состоянию и перспективам развития сырьевой базы страны, ее минерально-сырьевого комплекса, сырьевым потребностям страны, экономике и спросу мирового сырьевого рынка; решение задач безусловного, непрерывного обеспечения энергетических и сырьевых потребностей населения и народного хозяйства при достижении приемлемого для них уровня цен при закупке необходимых ресурсов. В соответствии с этими целями кадровый потенциал минерально-сырьевой сферы должен обеспечить реалистичные предпосылки для решения вышеуказанных задач. В основе подобной работы - комплекс инновационно направленных интеграционных программ. Их актуальность определяется коренным изменением обеспеченности России собственными минерально-сырьевыми ресурсами, весьма существенным снижением их социальной доступности для населения и народного хозяйства, многократным снижением ассигнований на проведение геологоразведочных работ и геологическую науку, весьма существенным ухудшением социально-экономического положения геологоразведчиков и ветеранов геологоразведки. Все это требует выработки принципиально новых подходов, скорейшей выработки ответов на социальные вызовы времени, умения дать углубленную, системную оценку новым ресурсным и социально-экономическим процессам. Наряду с острой необходимостью широкого гносеологического осмысления протекающих процессов, необходима разработка позитивных тенденций, мер, конструктивных предложений по наращиванию позитивных решений, особенно в сфере науки, образования. Главное здесь - мощное развитие инновационного потенциала, существенно превосходящего нынешние результаты научной деятельности и образования в минерально-сырьевой сфере. Естественно, подобную крупномасштабную работу не может выполнить в полной мере ни одна организация. Предполагается, что здесь необходимо широкое участие головных институтов минерально-сырьевого комплекса России, ряда ведущих академических институтов, Академии горных наук. 6. Прорыв в будущее Изложенные выше соображения о целях образования в свете задач общественного развития едва ли могут ограничиться лишь постановкой проблемы, они предъявляют гораздо более серьезные чем ранее требования к участникам процессов образования - студентам, аспирантам, докторантам, слушателям послевузовского образования, преподавательским кадрам. Эти требования, отраженные в таблице, разумеется, не являются догмой. Пока это лишь иллюстрация к определенному осмыслению объективных ответов общества на вызовы времени, готовности к конкуренции, как в рамках российских общественных отношений, так и в мировом сообществе, к оценке возможностей будущих командиров производства, которые в ближайшие десятилетия составят костяк кадрового состава не только в минерально-сырьевом комплексе, но и в смежных отраслях и важнейших сферах общественной деятельности. Необходимость усиления, кардинального усиления научно-технического прогресса - одна из наиболее актуальных для первой половины XXI века потребностей российского общества. Отсюда вытекает и необходимость в весьма существенном усилении требований к подготовке кадров науки, техники, управления. Такой подход предлагается во всех рассматриваемых в данной публикации иерархических уровнях системы образования (см. таблицу). По сути дела в таблице сформулированы более высокие, чем ныне квалификационные требования, повышающиеся от уровня к уровню, и это существенно ощутимо уже на стадии подготовки аспирантов. Предполагается, что аспирантом в первую очередь может стать тот, кто еще до поступления в аспирантуру сможет разработать достаточно детальный и четко структурированный план диссертации, опирающейся на значимые результаты, полученные будущим аспирантом еще до поступления в аспирантуру. При оценке подготовленности претендента к поступлению в аспирантуру особое внимание должно уделяться неординарности его мышления, ориентации на получение достаточно весомых прикладных и теоретических результатов. Несравненно более высокие требования должны предъявляться к докторантам. От них общество и государство вправе ожидать крупномасштабных результатов, неординарных решений принципиально важных задач, высокого уровня новизны и эффективности выполняемых исследований, разработки новых направлений в науке и технике, создания научных школ и т. д. Что касается слушателей послевузовского образования, как правило, практиков, руководителей производства, управленцев, то к ним предъявляются прежде всего требования активного усвоения многообразных элементов новизны в преподаваемых им курсах лекций, семинарских занятий и т. п. форм обучения. От них ожидается не только умение воспринимать новое, но и оперативно разрабатывать и доводить до реализации нововведения, информацию о которых они получают в процессе послевузовского обучения. Для этого, кстати, необходимо ввести в состав преподаваемых дисциплин и специальные занятия по проблемам оценки новшеств и способов их внедрения в практику. Таблица. Квалификационные требования к участникам процессов образования Ясно, что совокупность указанных требований к участникам учебного процесса распространяется и на преподавательский корпус. При этом выполнить их смогут в первую очередь те, кто лично достиг весьма высоких результатов в своей деятельности.
Таким образом, речь идет о существенном обновлении всего образовательного процесса с выходом на принципиально новые для своей профессиональной сферы и общественных нужд результаты в деятельности тех, кто прошел социально ориентированный курс инновационного обучения.
|
Реструктуризация электроэнергетики России: проблемы и перспективы
ЗАО "Центр договоров и расчетов
федерального оптового рынка электроэнергетики" (ФОРЭМ)
РАО "ЕЭС России",
кандидат экономических наук В.В. Хлебников
1. Концептуальные подходы к реструктуризации электроэнергетики в России… Ключевым направлением проводимой в настоящее время реформы электроэнергетики, основные цели и задачи которой определены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 "Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации", является реструктуризация отрасли. Под реструктуризацией понимается изменение структуры, или структурная перестройка отрасли с целью повышения эффективности деятельности каждого входящего в нее структурного элемента и отрасли в целом путем оптимизации распределения и использования имеющихся ресурсов и мощностей. Успех осуществления реформирования электроэнергетики зависит от многих факторов, однако, определяющими в нашем случае являются следующие: …
.................................................................................................................................... 2. Российский рынок электроэнергии: состояние и тенденции развития…
Таблица 2.1. Производство электроэнергии (млрд. кВтч.)…
3. Оценка конкурентных возможностей оптовых генерирующих компаний как основных субъектов конкурентного оптового рынка электроэнергии…
Таблица 3.1 Предполагаемая структура ОГК… 4. Региональные аспекты формирования российского конкурентного оптового рынка электроэнергии…
Таблица 4.1 Предполагаемая структура Оптовых Генерирующих компаний (ОГК)… 5. Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики…
Таблица 5.1. Обобщенные сведения о причинах и путях реформирования электроэнергетики в зарубежных странах… |
.................................................................................................................................... |
Научные результаты Отделения экономики РАН в 2001 году
"Россия - уроки прошлого и будущего" (ЦЭМИ РАН) Книга академика Федоренко Н.П. посвящена анализу столетних итогов развития российской экономики и экономической науки в ХХ веке и оценке их ближайших и более или менее отдаленных перспектив. Кроме общей характеристики национального богатства России книга содержит по возможности детальный анализ таких его составляющих, как человеческий капитал, природно-ресурсный потенциал, ископаемые богатства, потенциал земельных, водных и лесных ресурсов, научно-технический и материально-производственный материал. В книге автор пытается ответить на ряд актуальных вопросы развития России и российского общества.
"Вызовы нового века" (ИЭ РАН)
"Экономика развития" (ЦЭМИ РАН)
"Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития)" (ЦЭМИ РАН)
"Энциклопедия технологий баз данных" (ИПР РАН)
.................................................................................................................................... |
"Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.)" Руководители авторского коллектива В.А. Мартынов, А.А. Дынкин (ИМЭМО РАН) Опубликован долгосрочный прогноз развития мировой экономики до 2015 г. Впервые разработан прогноз социально-экономического развития мира, отдельных стран, групп стран и регионов до 2015 г. В работе исследовано формирование в условиях глобализации "новой экономики", проанализированы ее основные характеристики. Дан анализ общих проблем мирового развития, НТП, международным хозяйственным связям и глобализации мировой экономики. Работа дает представление о позициях России в мировой экономике, перспективах их изменения в будущем.
"Россия на пути в ВТО. Отраслевой анализ" Руководитель И.С. Королев (ИМЭМО РАН)
"Валютные проблемы Новой России" С.М. Борисов (ИМЭМО РАН)
"Инновационная экономика" Под редакцией А.А.Дынкина (ИМЭМО РАН)
.................................................................................................................................... |
Наука…
Военно-промышленный комплекс (ВПК)...
Нобелевские премии…
© Вачнадзе Г.Н. 2001. Агентство "Бизнес-пресс" |
Российской академии наук
(по состоянию на 1 октября 2002 года) .................................................................................................................................... |
Президиума Российской академии наук
(по состоянию на 1 октября 2002 года) .................................................................................................................................... |
(по материалам Аннотированного тематического плана выпуска литературы Издательства "НАУКА" на II полугодие 2002 года)…
|