Печатается в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ.
140010, Люберцы, Московская обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. 8(495)150-10-77.


Counter CO.KZ
 № 1/2005 - Содержание

   ДОКУМЕНТЫ

 Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил......3

 Обращение И.В. Сталина к народу 9 мая 1945 г.......4

 Наука России. Документы 1996 года......5

 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая  2005 г. № 284 "О государственном учете результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ гражданского назначения"......12


   КОНЦЕПЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И    РАЗРАБОТОК

 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

 В.И. Маевский. Проблемы устойчивого развития экономики и  оборонно-промышленного комплекса России......14

 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

 А. Е. Варшавский. Реальная результативность российской  науки......21

 ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

 Г.А Лавринов, Е.Ю. Хрусталёв. Организационно-экономические  механизмы развития оборонного производства в России......37


   ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

 ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ

 В.Н. Лившиц, Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. Концептуальные  подходы к анализу и оценке реформ в сфере отечественных естественных  монополий......48

 ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

 М.Ю. Серкин. Финансово-экономическое состояние  лесопромышленного комплекса России: потенциал и "узкие  места"  развития......59

 ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

 Ю.Г. Гельцер. Общественное развитие и  системотехника......65


   ДАЙДЖЕСТ-ЭКОНОМИКА

 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

 В Европейском Союзе на научные разработки расходуется два  процента  ВВП......72

 Налоговое бремя в странах Европейского Союза......72

 РОССИЯ: О Стабилизационном фонде......73


   НОВЫЕ МОНОГРАФИИ

 Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического  управления и  научно-технологической безопасности......75

 Хрусталев Е.Ю. Экономические проблемы военной безопасности в  России......76


   НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА

 Котельников Владимир Александрович......78


   ИНФОРМАЦИЯ

 Массовое чтение в России......80

 № 1/2005 - Анонс номера

ДОКУМЕНТЫ

К 60-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Акт
о военной капитуляции
германских вооруженных сил

1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному Командованию Союзных экспедиционных сил.

2. Германское Верховное Командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23 - 01 часа по центральноевропейскому времени 8 мая 1945 года, остаться на своих местах, где они находятся в это время, и полностью разоружиться, передав все их оружие и военное имущество местным союзным командующим или офицерам, выделенным представителями Союзного Верховного Командования, не разрушать и не причинять никаких повреждений пароходам, судам и самолетам, их двигателям, корпусам и оборудованию, а также машинам, вооружению, аппаратам и всем вообще военно-техническим средствам ведения войны.

3. Германское Верховное Командование немедленно выделит соответствующих командиров и обеспечит выполнение всех дальнейших приказов, изданных Верховным Главнокомандованием Красной Армии и Верховным Командованием Союзных экспедиционных сил.

4. Этот акт не будет являться препятствием к замене его другим генеральным документом о капитуляции, заключенным Объединенными нациями или от их имени, применимым к Германии и германским вооруженным силам в целом.

5. В случае, если немецкое Верховное Командование или какие-либо вооруженные силы, находящиеся под его командованием, не будут действовать в соответствии с этим актом о капитуляции, Верховное Командование Красной Армии, а также Верховное Командование Союзных экспедиционных сил предпримут такие карательные меры или другие действия, которые они сочтут необходимыми.

6. Этот акт составлен на русском, английском и немецком языках. Только русский и английский тексты являются аутентичными.

Подписано 8 мая 1945 года в гор. Берлине.

От имени Германского Верховного Командования: Кейтель, Фридебург, Штумпф
в присутствии:
По уполномочию Верховного Главнокомандования Красной Армии Маршала Советского Союза Г. Жукова
По уполномочию Верховного Командующего экспедиционными силами союзников главного Маршала авиации Теддера
При подписании также присутствовали в качестве свидетелей:
Командующий стратегическими воздушными силами США генерал Спаатс
Главнокомандующий французской армией генерал Делатр де Тассиньи

Источник: Внешняя политика Советского Союза
в период Отечественной войны. Т. III. М., 1947. С.261-262.



Обращение И.В. Сталина к народу 9 мая 1945 г.

Товарищи! Соотечественники и соотечественницы!

    Наступил великий день Победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побежденной и объявила безоговорочную капитуляцию.
    7 мая был подписан в городе Реймсе предварительный протокол капитуляции. 8 мая представители немецкого главнокомандования в присутствии представителей Верховного Командования союзных войск и Верховного Главнокомандования советских войск подписали в Берлине окончательный акт капитуляции, исполнение которого началось с 24 часов 8 мая.
    Зная волчью повадку немецких заправил, считающих договора и соглашения пустой бумажкой, мы не имеем основания верить им на слово. Однако сегодня с утра немецкие войска во исполнение акта капитуляции стали в массовом порядке складывать оружие и сдаваться в плен нашим войскам. Это уже не пустая бумажка. Это - действительная капитуляция вооруженных сил Германии. Правда, одна группа немецких войск в районе Чехословакии все еще уклоняется от капитуляции. Но я надеюсь, что Красной Армии удастся привести ее в чувство.
    Теперь мы можем с полным основанием заявить, что наступил исторический день окончательного разгрома Германии, день великой Победы нашего народа над Германским империализмом.
    Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь Отечества, - не пpoшли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба cлавянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией.
    Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами.
    Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: "Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться". Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться, - ход войны развеял их в прах. На деле получилось нечто прямо противоположное тому, о чем бредили гитлеровцы. Германия разбита наголову. Германские войска капитулируют. Советский Союз торжествует Победу, хотя он и не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию.
    Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей полной Победой. Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития.

    С Победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы!

    Слава нашей героической Красной Армии, отстоявшей независимость нашей Родины и завоевавшей победу над врагом!

    Слава нашему великому народу, народу-победителю!

    Вечная слава героям, павшим в боях с врагом и отдавшим свою жизнь за свободу и счастье нашего народа!

ПРАВДА, 10 мая 1945 г.



Наука России. Документы 1996 года

Кандидат технических наук В.М. Хургин,
Кандидат экономических наук А.П. Яркин

    Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.01.1996 № 2-рп В связи с проведением в Российской Федерации работ по созданию авиационно-космического комплекса "Бурлак-Диана" в составе самолета типа ТУ-160, двухступенчатого космического разгонщика "Бурлак" и самолетного командно-измерительного пункта Ил-76СК, предназначенного для запуска на низкие орбиты малых и средних искусственных спутников Земли, разрешить: демонстрацию на международных авиасалонах и выставках аналога авиационно-космического комплекса "Бурлак-Диана" в комплектации и с техническими характеристиками, согласованными с Минобороны России, ГКВТП России и Гостехкомиссией России (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 2, ст. 94)
    Указ Президента Российской Федерации от 04.01.1996 № 6 О дополнительных мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы обслуживания участников финансового и фондового рынков Российской Федерации
    Постановление Правительства Российской Федерации от 08.01.1996 № 5 О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 213)
    Постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.1996 № 45 О присуждении премий Правительства Российской Федерации 1995 года в области науки и техники (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 4, ст. 311)
.......................................................................................................................... ..........................................................................................................................

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.1996 № 1897-р (Об изменении соотношения академиков и членов-корреспондентов Российской академии сельскохозяйственных наук)
    Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.12.1996 № 969-II ГД О погашении задолженности федерального бюджета по государственному оборонному заказу на 1996 год в части оплаты закупок вооружения и военной техники и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 1, ст. 94)
    Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1996 № 1772 О закреплении в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ "Долгопрудненское научно-производственное предприятие" и "Авиамоторный научно-технический комплекс "Союз" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 1, ст. 114)
    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 № 1935-р (О снижении ставки сбора на 50 процентов в 1997 году за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний Российскому федеральному ядерному центру - Всероссийскому научно-исследовательскому институту технической физики)
    Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.1996 № 1584 О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 402)



Постановление Правительства
Российской Федерации от 4 мая 2005 г. № 284
"О государственном учете
результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
технологических работ гражданского назначения"

     Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (далее - научно-техническая деятельность).
    2. Возложить на Министерство образования и науки Российской едерации выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере государственного учета результатов научно-технической деятельности.
    3. Министерству образования и науки Российской Федерации в IV квартале 2005 г.:
    утвердить формы учетных документов, совместимые с формами документов, принятыми для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;
    разработать методические рекомендации, необходимые для государственного учета результатов научно-технической деятельности;
    представить в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения по автоматизации процессов учета и контроля за оборотом результатов научно-технической деятельности;
    внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект положения об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
    4. Федеральным органам исполнительной власти, российским академиям наук, имеющим государственный статус, иным организациям, осуществляющим финансирование научно-технической деятельности, обеспечивать начиная с 1 апреля 2006 г. государственный учет результатов научно-технической деятельности.

    Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков



Положение
о государственном учете результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения,
выполняемых за счет средств федерального бюджета
(утверждено постановлением Правительства РФ от 4 мая 2005 г. N 284)

    1. Настоящее Положение определяет порядок государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (далее - научно-техническая деятельность).
    Обеспечение порядка государственного учета результатов научно-технической деятельности является обязательным для федеральных органов исполнительной власти, российских академий наук, имеющих государственный статус, иных организаций, осуществляющих финансирование научно-технической деятельности по государственным контрактам, по смете доходов и расходов и за счет средств, выделяемых в виде субвенций (далее - заказчики), а также для организаций-исполнителей, осуществляющих научно-техническую деятельность, и их соисполнителей (далее - исполнители)
    2. Государственный учет результатов научно-технической деятельности осуществляется в целях реализации государственной политики в области создания и использования указанных результатов в хозяйственном и гражданском правовом обороте.
    3. Государственный учет результатов научно-технической деятельности включает в себя ведение баз данных заказчиков и единого реестра результатов научно-технической деятельности (далее - реестр).
    4. Государственный учет результатов научно-технической деятельности осуществляется заказчиками путем внесения в базы данных заказчиков сведений об указанных результатах, представленных исполнителями, в том числе являющихся правообладателями. Ведение этих баз данных осуществляется на бумажных и магнитных носителях.
    5. Объектами учета баз данных заказчиков (далее - объекты учета) являются конкретные результаты научно-технической деятельности, включающие в себя в том числе описание индивидуальных особенностей объекта учета, позволяющих отличать его от других объектов учета.
    6. В базы данных заказчиков вносятся сведения:
    о результатах научно-технической деятельности - в месячный срок с даты подписания акта сдачи-приемки результатов научно-технической деятельности;
    о результатах научно-технической деятельности, способных к правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности или секретов производства (ноу-хау), - в месячный срок с даты уведомления заказчика исполнителем о создании такого результата и подачи заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам на выдачу патента или свидетельства о регистрации объекта интеллектуальной собственности либо с даты установления режима коммерческой тайны применительно к информации об охраноспособных результатах.
    Указанные сведения формируются и уточняются в течение всего срока действия прав Российской Федерации на использование объекта учета.
    7. Регистрация объекта учета производится путем внесения сведений о нем в реестр. При получении результатов научно-технической деятельности вне рамок государственных контрактов в реестре учитываются сведения о документах, в соответствии с которыми были выделены средства федерального бюджета на осуществление научно-технической деятельности.
    8. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством по науке и инновациям на основании следующих документов:
    заявка на регистрацию государственного контракта или документов, в соответствии с которыми были выделены средства федерального бюджета на осуществление научно-технической деятельности;
    заявка на регистрацию объекта учета;
    извещение об изменении сведений о включенном в реестр объекте учета.
    9. Заявка на регистрацию государственного контракта представляется заказчиком в Федеральное агентство по науке и инновациям в месячный срок с даты его подписания.
    Федеральное агентство по науке и инновациям в 2-недельный срок с даты получения указанной заявки регистрирует сведения о государственном контракте и сообщает заказчику регистрационный номер в реестре. Указанный номер используется в дальнейшем при подаче заявки на регистрацию объекта учета и изменении этих сведений.
    10. Заявка на регистрацию объекта учета представляется заказчиком в месячный срок с даты включения его в базу данных заказчика.
    Указанная заявка должна содержать регистрационный номер государственного контракта, наименование объекта учета, а также сведения об основаниях возникновения и объеме прав Российской Федерации на объект учета.
    В случае получения результатов научно-технической деятельности в рамках сметного бюджетного финансирования заказчиком представляются также сведения о документе, в соответствии с которым были выделены средства федерального бюджета на осуществление научно-технической деятельности. Этот документ регистрируется в реестре с присвоением ему регистрационного номера, который сообщается заказчику.
    11. Федеральное агентство по науке и инновациям присваивает новому объекту учета, указанному в заявке на регистрацию объекта учета, регистрационный номер, заносит в реестр сведения о нем и выдает заказчику регистрационное свидетельство. Указанный номер используется в дальнейшем для идентификации этого объекта учета при уточнении сведений о нем и его использовании.
    12. Извещение об изменении сведений об объекте учета представляется заказчиком в Федеральное агентство по науке и инновациям в течение месяца с даты внесения в базу данных заказчика с указанием реквизитов необходимых документов.
    13. Исключение данных об объекте учета из базы данных заказчика и реестра осуществляется на основании прекращения действия на него прав Российской Федерации.
    Документы, относящиеся к указанному объекту учета, а также регистрационное свидетельство и документы, обосновывающие исключение объекта учета из базы данных заказчика и реестра, сдаются в архив в установленном порядке.
    14. Сведения, содержащиеся в базах данных заказчика и реестре, являются федеральным информационным ресурсом.
    15. Ведение баз данных заказчиков и реестра и предоставление содержащихся в них сведений другим заказчикам осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите от недобросовестной конкуренции, в том числе об охране конфиденциальности информации.




КОНЦЕПЦИИ
ПРИОРИТЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Проблемы устойчивого развития экономики и
оборонно-промышленного комплекса России

Академик РАН В.И. Маевский

1. Ретроспективный взгляд на оборонно-промышленный комплекс (ОПК)
2. Что скрывается за либеральной экономической политикой? (начало, соавтор чл.-корр. РАН Кузык Б.Н.)
2.1 Ценовая политика (соавтор чл.-корр. РАН Кузык Б.Н.)
2.2 Налоговая политика (соавтор чл.-корр. РАН Кузык Б.Н.)
2.3 Монетарная политика
3. Некоторые предложения (фрагмент)
4. К вопросу о дополнительных финансовых ресурсах
для ОПК и науки




НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Реальная результативность российской науки

Заведующий лабораторией
Центрального экономико-математического института РАН,
доктор экономических наук, профессор А.Е. Варшавский

Введение
Проблемы инновационного развития России
Основные факторы торможения научно-технического развития
    Приоритет развитию сырьевой экономики
    Ориентация на краткосрочные цели и недооценка человеческого капитала
    Нерешенность проблемы обеспечения преемственности знаний
Показатели инновационной активности
Реальная результативность российской науки
Что необходимо сделать

Таблица 1. Заработная плата в отраслях экономики и величина прожиточного минимума в Москве (2003 г., январь-сентябрь), данные Мосгорстата
Таблица 2. Снижение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс.человек (данные Госкомстата России)
Таблица 3. Показатели результативности сферы НИОКР России и стран ОЭСР
Таблица 4. Оценка дополнительных затрат на науку за счет увеличения оплаты труда высококвалифицированных исследователей (по данным о численности и структуре исследователей в 2001 г.)
Таблица 5. Оценка дополнительных затрат на образование за счет увеличения оплаты труда занятых в государственных образовательных учреждениях (по данным о численности и структуре занятых в образовании в 2003 г.)

Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект 05-06-80141).

Литература




ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Организационно-экономические механизмы
развития оборонного производства в России

Начальник управления 46
Центрального научно-исследовательского института
Министерства обороны РФ,
доктор экономических наук, профессор Г.А Лавринов
Ведущий научный сотрудник
Центрального экономико-математического института РАН,
доктор экономических наук, профессор Е.Ю. Хрусталёв

    Аннотация
    В статье исследованы и получили дальнейшее развитие основные организационно-экономические механизмы обеспечения реализации планов производства продукции военного назначения, основанные на рациональности размещения оборонного заказа (сокращение количества привлекаемых к работе предприятий, создание интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) и совершенствовании контрактно-конкурсной системы заказов вооружения, военной и специальной техники.

    Реструктуризация ОПК и формирование интегрированных структур
    Механизм формирования "ядра" оборонно-промышленного комплекса
    Оптимизация процесса размещения ГОЗ на основе контрактно-конкурсных отношений
    Методический подход к оценке эффективности организационно-экономических механизмов

    Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 05-02-02300).

Приложение: литература, три рисунка

    Рис. 1. Последовательность формирования ядра ОПК
    Рис. 2. Принципы и блок-схема размещения оборонного заказа с выбором его контрактной цены
    Рис. 3. Направления совершенствования системы заказов ПВН
    Литература




ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ


Концептуальные подходы к анализу и оценке
реформ в сфере отечественных
естественных монополий

Заведующий отделом
Института системного анализа (ИСА) РАН
доктор экономических наук, профессор В.Н. Лившиц,
старший научный сотрудник ИСА РАН
кандидат экономических наук Н.И. Белоусова,
старший научный сотрудник ИСА РАН
кандидат экономических наук Е.М. Васильева

    Хронология реформ в сфере естественной монополии
    Характеристика состояния российского законодательства по регулированию естественных монополий
    Сочетание структурного и ценового регулирования в концепции реформ естественных монополий
    Подходы к системной оценке эффективности реформ в сфере отечественных естественных монополий

    Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (номер проекта 03-06-80161) и Российского гуманитарного научного фонда (номер проекта - 03-02-00068а)

Литература


ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС


Финансово-экономическое состояние
лесопромышленного комплекса России:
потенциал и "узкие места" развития

Генеральный директор ЗАО "ЮМАКС",
кандидат экономических наук М.Ю. Серкин (г. Хабаровск)

    Таблица 1. Доля убыточных предприятий в общем числе организаций
    Таблица 2. Динамика производства по отраслям промышленности, в % к предыдущему году
    Таблица 3. Производительность труда и средняя реальная заработная плата в ЛПК
    Таблица 4. Использование лесных ресурсов
    Таблица 5. Место, занимаемое Россией в мире по производству отдельных видов продукции лесной промышленности

  Рис.1. Отклонение темпов роста выработки на одного занятого по отраслям от средней по промышленности за 2003 г.
    1 Промышленность - всего
    2 Электроэнергетика
    3 Топливная промышленность
    4 Черная металлургия
    5 Цветная металлургия
    6 Химическая и нефтехимическая промышленность
    7 Машиностроение и металлообработка
    8 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
    промышленность
    9 Промышленность строительных материалов
    10 Легкая промышленность
    11 Пищевая промышленность


ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ


Общественное развитие и системотехника

Президент
Российско-американского консорциума "Гидростройинвест", кандидат технических наук Ю.Г. Гельцер

    Системотехника и её роль в общественном и техническом развитии.
    Динамика общественного развития.
    Некоторые перспективы развития производительных сил
    Место системотехники в революции высоких технологий



ДАЙДЖЕСТ-ЭКОНОМИКА

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

В Европейском Союзе на научные разработки
расходуется два процента ВВП

Налоговое бремя в странах Европейского Союза


РОССИЯ:

О Стабилизационном фонде


НОВЫЕ МОНОГРАФИИ


"Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности" Руководители авторского коллектива: академик В.Л.Макаров, доктор экономических наук, профессор А.Е.Варшавский, М.: Наука, 2004. -880 с.

    Монография "Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности" является фактически продолжением предыдущей книги ("Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия: социально-экономические аспекты развития" / Руководители авторского коллектива В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский, М.: "Наука", 2001), получившей положительную оценку научной общественности и специалистов в области управления научно-техническим развитием. Вместе с тем она значительно отличается от нее не только содержанием, но и своей направленностью. Если первая работа была в большей степени нацелена на анализ проблем и факторов, вызывающих разрушение научно-технического потенциала страны в период трансформации экономики, то настоящая монография посвящена вопросам дальнейшего развития российской науки и высоких технологий, в первую очередь проблемам управления этими процессами.
    За четыре года, прошедших после выхода в свет первой книги, во всем мире произошли большие изменения. Наметились определенные устойчивые тенденции, свидетельствующие об ускорении процессов, связанных с глобализацией экономики, переходом к экономике знаний и в целом к обществу, основанному на знаниях. В этих условиях, характеризующихся острой конкурентной борьбой, все более повышается значение науки, высоких технологий и информации. Во всем мире наблюдается устойчивый рост расходов на науку в абсолютном и относительном выражении, произошло резкое изменение сложившейся многолетней динамики структуры финансирования НИОКР в США. Еще более возросло внимание к человеческому капиталу, укрепилось понимание того, что он является определяющим фактором развития. Растет численность персонала, занятого НИОКР, по отношению к общей численности занятых: Спрос на знания, на высококвалифицированных специалистов постоянно возрастает, и это находит свое отражение в более высокой оплате их труда по сравнению со средним уровнем.
    Все это предопределяет чрезвычайную актуальность данной работы, в которой рассматриваются, в основном, проблемы управления инновационными процессами. Исследуются в первую очередь вопросы стратегического управления инновационной деятельностью, включая наиболее важные проблемы анализа политической и макроэкономической конъюнктуры, разработки научно-технической, инновационной промышленной и инвестиционной политики, анализа и прогнозирования научно-технического развития с учетом жизненного цикла экономических агентов.
    В монографии выделены четыре основных раздела. В первом разделе основное внимание уделено рассмотрению макроэкономических проблем инновационного развития России, в первую очередь, обоснованию необходимости инвестирования в будущее страны, выявлению стратегических ориентиров социально-экономического развития, задачам обновления производственного аппарата и общим проблемам научно-технологической безопасности России. Во втором разделе рассматриваются конкретные проблемы научно-технологической безопасности, оказывающие влияние на переход России к экономике, базирующейся на знаниях. Особенностью третьего раздела является то, что в нем, на основе изучения долгосрочного развития российских высоких технологий, выявляются их специфические характеристики, закономерности развития, позволяющие путем сопоставления с наиболее развитыми странами и обобщения полученных результатов разработать определенные рекомендации на будущее. Наконец, в четвертом разделе рассматриваются проблемы организации, стимулирования и маркетинга. Внимание читателя данной монографии акцентируется при этом в большей степени на рассмотрении проблем долгосрочного характера. Особый интерес для читателя должны представлять главы, в которых дан ретроспективный анализ этапов развития высокотехнологичных компаний (российский производитель систем ПВО концерн "Антей", компании США "Рейтеон", "ИБМ", "Интел").
    Очень важно, что внимание читателя концентрируется в большей степени на рассмотрении проблем долгосрочного характера, так как при чрезмерно затянувшихся этапах распада старой политической и экономической системы и перехода к рынку особую важность приобретает сохранение и дальнейшее развитие накопленного экономического и научно-технического потенциала России.
    Наконец, следует отметить, еще один, очень важный, момент воспитательного характера. Авторы подробно показывают, как создавались и развивались отечественные наукоемкие отрасли и высокие технологии мирового уровня, за счет каких факторов была обеспечена высокая конкурентоспособность производимой продукции, в чем заключаются основные текущие проблемы развития научно-технического потенциала и что конкретно необходимо сделать для того, чтобы сохранить и в дальнейшем укрепить свои завоеванные ранее позиции в мировом научном сообществе и на мировых рынках высокотехнологичной продукции.
    Монография заслуживает самой высокой оценки. Содержащиеся в ней оценки и конкретные предложения, предназначены в первую очередь для органов исполнительной и законодательной власти. Они, несомненно, полезны и интересны самому широкому кругу читателей - предпринимателям, ученым, инженерам, а также аспирантам и студентам ВУЗов, слушателям школ МВА.


Директор
Института проблем рынка РАН,
академик РАН Н.Я. Петраков


Хрусталев Е.Ю. Экономические проблемы военной безопасности. - М.: Наука, 2005. - 427с. (Экономическая наука современной России).

    Особенность публикаций последних лет в области проблем военной экономики и безопасности заключается в том, что в них, как правило, затрагиваются важные отдельные вопросы и крайне редко появляются книги, в которых проблемы экономики военной безопасности рассматриваются многопланово с системных позиций. Подход, реализованный в монографии Е.Ю. Хрусталева, привлекателен, прежде всего, тем, что автор достаточно детально исследует не только экономические проблемы непосредственно военной безопасности, но также одновременно рассматривает проблему оценки и роста вклада военной организации в сохранение и развитие высокотехнологичной экономики России в целом, то есть конверсионную составляющую.
    Эти два целевых направления военно-экономической безопасности сегодня воспринимаются не равнозначно, и безусловный приоритет отдается первой из них. Однако с течением времени становится все более ясным, что без надлежащего учета особой роли военной организации в сохранении и развитии высокотехнологичного сектора отечественной экономики едва ли возможно полноценно решить и непосредственную задачу экономического обеспечения военной безопасности страны.
    В этой связи, одна из важных задач военно-экономической науки состоит в том, чтобы способствовать научной деятельности и пониманию в обществе тезиса о "локомотивной роли" проблематики обеспечения военной безопасности, о незаменимости тематики вооруженной борьбы в условиях противостояния различных полюсов силы чем-либо иным в целях совершенствования общечеловеческих знаний, используемых, в конечном счете, для развития интеллектуального потенциала страны в мировом измерении. Подобное широкое понимание требует адекватного интеллектуального сопровождения процессов строительства и реформирования военной экономики со стороны не только военных, но и гражданских лиц, прежде всего, научных кругов РФ.
    В этом плане появление рассматриваемой монографии, автор которой является ведущим сотрудником ЦЭМИ РАН, полностью отвечает такой общественной потребности, а потому является весьма актуальным. Здесь уместно отметить значительный вклад Российского фонда фундаментальных исследований в поддержку и активизацию комплекса работ по проблемам обеспечения обороноспособности и безопасности России, включая издание данной книги. В ней достаточно детально, хотя и не равнопрочно, исследуются два основные слагаемые оборонного комплекса России - ее вооруженные силы (ВС) и оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Соответственно рассматриваются две стороны экономического обеспечения военной безопасности: экономическое обеспечение функционирования и развития ВС и экономическое обеспечение создания вооружения и военной техники. Общая особенность решения обеих групп проблем в современной России заключается в том, что они решаются последние 15 лет в условиях крайне жестких бюджетных ограничений, когда "главным оказывается не столько военно-стратегическое планирование, сколько экономическое обеспечение любых планов" (с. 37). Эта особенность, имеющая довольно глубокие методические последствия для решения всего комплекса задач экономического обеспечения военного строительства, нашла свое необходимое отражение в моделях и методах, используемых автором монографии.
    Достоверность соответствующих количественных оценок и выводов достигается при этом за счет их многократных перепроверок и публичных обсуждений, включая выбор исходных данных, в специализированных исследовательских коллективах, активным участником которых является автор монографии. Коллективный характер многих из ранее полученных и используемых автором результатов отмечен в предисловии, где приведены также фамилии основных соавторов - крупных ученых и специалистов, исследующих экономические проблемы военной безопасности.
    Особенно подробно исследуются особенности управления экономическим обеспечением процессов реформирования и строительства военной организации на основе формирования и реализации военного бюджета с активным использованием положений бюджетного кодекса РФ. В книге подчеркивается ведущая роль в планировании бюджетной системы, утвердившейся в России. Заслуживает специального внимания предложение использовать годовой бюджет в качестве не только юридической, но и методологической основы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного военно-экономического планирования (с. 139). Впрочем, это предложение следует рассматривать в сочетании с суждением автора о принципиальной важности развития программно-целевого подхода. Заслуживает внимания также упомянутое в тексте предложение о четырехлетнем периоде (вместо традиционного пятилетнего) планирования военных расходов, согласованное с периодичностью проведения выборов в РФ, в том числе президентских.
    В качестве основного критерия оптимизации экономики страны, включающего учет достигнутого уровня военной безопасности, предлагается рассматривать рост среднего уровня благосостояния россиян, гарантированный рациональным балансом всех расходов государства и обеспечением военной безопасности России силами и средствами ее военной организации (с. 40). Применение такого критерия дает возможность выполнять полезные для практики формализованные оценки. В монографии предложен ряд других полезных формализаций процесса экономического обеспечения военной безопасности, которые могут найти практическое применение.
    Как обычно в подобных работах, посвященных проблемам военной безопасности, особый интерес представляет сравнительный анализ путей трансформации вооруженных сил как США, мирового лидера в этой области, так и России. Можно с удовлетворением отметить, что заинтересованный читатель найдет немало интересного по этому вопросу, в том числе сведения об относительном повышении приоритета человеческого фактора в обеспечении военной безопасности США, по сравнению с техническим оснащением вооруженных сил. Другая оригинальная идея, заслуживающая внимания, выражается в США лаконичной формулой: "перескочить через целое поколение вооружений" (с. 91). Впрочем, в отечественных ВС, с их мизерными темпами перевооружения на новую технику, данная идея, к сожалению, уже многие годы "реализуется с опережением".
    В заключение отметим одну из самых важных мыслей автора, подчеркиваемую им на протяжении всей книги и состоящую в том, что обороноспособность - забота всенародная. Эта простая мысль крайне важна сегодня, и в ней находит отражение, по существу, вся история России. Однако при этом не обязательно следует соглашаться со второй частью этой мысли: "реформа должна происходить при неослабном гражданском контроле" (с. 96). На наш взгляд, объективная, научно обоснованная системная концепция трансформации, разделяемая и поддерживаемая всем обществом, должна иметь приоритетное значение в строительстве и реформировании военной организации, по сравнению с контролем. Полагаем, что единство в понимании объективных потребностей России в многофункциональном оборонном комплексе способно заменить любой, даже самый эффективный контроль.
    Автор монографии, доктор экономических наук Хрусталев Е.Ю., известен многими своими публикациями по проблемам экономического обеспечения военной безопасности, которые теперь были обобщены им в основательный труд. Книга, несомненно, будет с интересом встречена специалистами, а также, полагаю, рядовыми читателями, которым дороги судьбы оборонного комплекса России.


Военный
финансово-экономический университет,
доктор технических наук,
профессор А.Т. Коваленко


ИНФОРМАЦИЯ


"Массовое чтение в России"

    По заказу "Российской газеты" и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Аналитический центр Юрия Левады провел исследование "Массовое чтение в России". Результаты оказались ошеломляющими. По ним можно сделать вывод, что современная Россия переживает своеобразную катастрофу чтения. Смотрите выдержки из исследования Аналитического центра Юрия Левады "Катастрофа чтения".

    Катастрофа чтения в России. В настоящее время не покупают книг 52 процента россиян. Не читают их 37 процентов. Журналы не покупают 59 процентов (не читают 39).
    Библиотеки. Библиотеками не пользуются 79 процентов россиян. Библиотека перестала быть главным институтом организации чтения и представлять "национальную" культуру в связи с обеднением, плохой комплектацией фондов.
    Книгоиздание. Свыше 68 процентов названий книг и брошюр, вышедших в России в 2004 году, были опубликованы частными издательствами. Тираж негосударственной книжной продукции превышает 91 процент. Многие работают по формуле "максимум прибыли в минимум времени", предпочитая издавать "спрашиваемые" книги, не требующие особых затрат.
    Книгораспространение. Более 40 процентов издаваемых в стране книг не доходит до читателей.
    Жителям сел и городов с населением меньше 100 тысяч человек книжно-журнальная продукция стала недоступна. В РСФСР работало свыше 4 с половиной тысяч книжных магазинов, теперь - почти вдвое меньше - 500 сетевых, 2 тысячи независимых и 10-20 тысяч книжных лотков с ограниченным и стереотипным набором.
    В сегодняшней России один книжный магазин приходится в среднем на 60 тысяч потенциальных покупателей. В Европе - на 10-15 тысяч.
    Кто, как и когда читает. В районных (городских) библиотеках берут книги 18 процентов россиян, покупают в книжных магазинах - 35, берут почитать у знакомых и друзей - 63 процента.
    Книги и журналы сегодня активнее читают россияне моложе 40 лет, чаще - молодые женщины.
    Книги дома. В 2005 году не имели дома книг 34 процента опрошенных, библиотеки до 100 книг имели 36 процентов, от 100 до 300 книг - 20 процентов, от 300 до 500 - 6, от 500 до 1000 - 3, свыше 1000 - 1.
    Интернет. В Интернете читают книги 12 процентов опрошенных. Основная часть - справочные материалы, чуть меньшее число - литературу по специальности и лишь 1 процент - художественную литературу.
    Лидеры. Лидерами жанра являются сегодня "женский детектив" и "женская проза". Мужчины предпочитают российский боевик. Массовым интересом среди нехудожественной литературы пользуются книги о здоровье и лечении (22 процента), книги по кулинарии (18) и книги по специальности (18).
    Покупка книг. Около трети тех, кто вообще покупает книги, купили за последний год 1-2 книги, чуть более трети - 3-5, а одна пятая - 6-10. Более 11 книг (примерно 1 книгу в месяц) покупают не более 15 процентов активных читателей. 33 процента активных покупателей готовы выделить на покупку книг 100 рублей в месяц, около 25 процентов - от 100 до 200 рублей, 24 процента - от 200 до 500. Каждый десятый готов потратить больше 500 рублей. В итоге, 84 процента готовы купить раз в месяц не менее одной книги средней стоимости. Но эти показатели превышают цифры реальных трат.
    Модное. Из тех, кто ответил, что читает книги, художественную литературу вообще не читают 17 процентов. Для мужчин этот показатель выше: 21 процент, но хуже всего художественная литература идет у молодых читателей до 24 лет: 26 процентов. Несмотря на это, самыми активными читателями на данный момент являются образованные и молодые люди, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге. По оценкам исследователей, это связано с активной фазой социализации - учебой, началом работы, выстраиванием отношений с культурной средой. Интересно, что среди жанров, популярных у молодежи, упорно лидируют фэнтэзи, мистические и "готические" романы. Ниже всего показатели активности чтения в селах и малых городах, среди пожилых людей, в особенности мужчин, с образованием ниже среднего.
    Москва и Санкт-Петербург по-прежнему остаются "культурными столицами": здесь самые высокие показатели покупки. В массе читатели отдают свои предпочтения зарубежной классике, современной зарубежной прозе и отечественной современной литературе. РГ. 27 июля 2005 г.



Журнал "КОНЦЕПЦИИ" зарегистрирован в Роскомпечати 28 декабря1995 г.
Свидетельство № 014305

Председатель Научно-редакционного совета журнала академик РАН Макаров Валерий Леонидович

Бюро Научно-редакционного совета журнала:
  академик РАН Макаров Валерий Леонидович (руководитель),
  д.э.н. Варшавский Александр Евгеньевич (заместитель руководителя),
  д.ф.н. Ващенко Владимир Петрович (заместитель руководителя),
  д.э.н. Хрусталев Евгений Юрьевич (заместитель руководителя - ответственный секретарь),
  д.ф-м.н. Айвазян Сергей Артемьевич,
  д.э.н. Гребенников Валерий Григорьевич,
  к.т.н. Ильменский Михаил Дмитриевич,
  член-корр. РАН Клейнер Георгий Борисович,
  д.э.н. Комков Николай Иванович,
  член-корр РАН Королев Иван Сергеевич,
  академик РАН Маевский Владимир Иванович,
  академик РАН Петраков Николай Яковлевич,
  д.э.н. Соловьев Юрий Павлович,
  к.э.н. Яркин Анатолий Павлович

Главный редактор журнала
Яркин Анатолий Павлович

Почтовый адрес: 117418, Москва, Нахимовский проспект, 47, ком. 2109

Контактный телефон: 331-30-06; 332-42-45

Электронная почта (E-mail): Jarkin@cemi.rssi.ru

Статьи в журнале публикуются в авторской редакции. Мнение Научно-редакционного
совета и редакции журнала может не совпадать с позицией авторов публикаций. За
содержание рекламы в журнале Научно-редакционный совет и редакция журнала
ответственности не несет.

Заявка на подписку журнала принимается на электронный и почтовый адрес журнала.

INTERNET: 1)http://www.cemi.rssi.ru
2)http://concept.cemi.rssi.ru;

Учредитель журнала А.П. Яркин

©Copyright А.П. Яркин
©Copyright Журнал "КОНЦЕПЦИИ"
©Copyright Авторы публикаций

Цена 275 рублей, в том числе 25 руб. НДС (10%)


Требования к рукописям и рекламе

Рукописи научных статей и других материалов, в том числе и рекламных, представляются в журнал "КОНЦЕПЦИИ" на бумажном носителе и в электронном виде на дискете (3.5, в формате winword). Рукописи подписываются авторами с указанием полного наименования организаций (где авторы работают, их адреса), полного наименования должности каждого автора, их ученых степеней и званий, Ф.И.О., контактных телефонов.

Журнал принимает для публикации оригинальные, ранее не опубликованные статьи на русском языке.

Статьи публикуются по мере их поступления.

Редактор журнала может отклонить статью, не объясняя авторам причины своего решения.

Авторы опубликованных статей не могут вносить в них изменения и дополнения, но могут на общих основаниях направить дополнительные замечания к собственной статье.

Авторы статей несут всю полноту ответственности за содержание статей и за сам факт их публикации. Журнал и его редактор не несут никакой ответственности перед авторами и/или третьими лицами и организациями за возможный ущерб, вызванный публикацией статьи. Редактор журнала вправе изъять уже опубликованную статью, если выяснится, что в процессе публикации статьи были нарушены чьи-либо права или же общепринятые нормы научной этики. О факте изъятия статьи редактор журнала сообщает автору, который представил статью и организации, где работа выполнялась.

Журнал допускает распространение статей из журнала (дайджест) или выдержек из них с обязательной ссылкой на первоисточник. Запрещается издание и/или распространение материалов журнала третьими лицами или организациями на бумажных и твердых электронных носителях. За разрешением на перепечатку или перевод опубликованных в журнале материалов обращаться в редакцию.

Журнал размещает на своих страницах рекламу научного, научно-прикладного профиля или рекламу по общей (сквозной) теме, интересной для всех или для значительного большинства читателей журнала.


Руководителям
научных, промышленных, финансово
-кредитных организаций, вузов и библиотек
о подписке
на научно-практический журнал
"КОНЦЕПЦИИ"

Сообщаем, что подписка на полугодовой научно-практический журнал "КОНЦЕПЦИИ" осуществляется по безналичному расчету. Заявки принимаем по электронной почте и письмом, где необходимо указать полное наименование организации-покупателя и ее почтовый адрес, ее ИНН и КПП, а также указать количество заказанных экземпляров каждого номера. Цена одного экземпляра каждого номера журнала 275 рублей, в том числе 25 руб. НДС (10%).
Научно-редакционный совет, его Бюро и редакция журнала приглашают Вас подписаться на журнал "КОНЦЕПЦИИ" и стать его постоянным читателем.
В порядке информации сообщаем, что краткое содержание отдельных номеров журнала "КОНЦЕПЦИИ", а также требования к рукописям и к рекламе смотрите в каждом номере журнала или здесь, в Интернете:

  • ЦЭМИ РАН
  • "Концепции"