ДОКУМЕНТЫ
Постановление Правительства Российской Федерации
от 22 апреля 2009 г. № 340
"Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации"
В целях реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации.
Возложить организацию, методическое руководство и координацию работ по формированию, корректировке и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации на Министерство образования и науки Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
ПРАВИЛА
формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий
Российской Федерации
(Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 340)
- Настоящие Правила устанавливают порядок формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (далее - приоритетные направления) и перечня критических технологий Российской Федерации (далее - перечень критических технологий).
- Формирование, корректировка и реализация приоритетных направлений и перечня критических технологий проводятся в соответствии с настоящими Правилами и методическими материалами по формированию, корректировке и реализации приоритетных направлений и перечня критических технологий, разрабатываемыми и утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Приоритетные направления и перечень критических технологий должны быть взаимоувязаны со стратегическими целями и приоритетными направлениями, определенными в прогнозах и программах социально- экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
- Формирование и корректировка приоритетных направлений и перечня критических технологий осуществляются в следующие 2 этапа:
I этап - подготовка долгосрочного прогноза научно- технологического развития Российской Федерации и других материалов по комплексному анализу тенденций научно-технического и технологического развития Российской Федерации и зарубежных стран;
II этап - подготовка предложений по формированию и корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий на основе экспертизы соответствующих предложений.
- Министерство образования и науки Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, научных организаций, высших учебных заведений и государственных корпораций осуществляет подготовку долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и других материалов по комплексному анализу тенденций научно-технического и технологического развития Российской Федерации и зарубежных стран, которые включают в себя:
а) проведение анализа тенденций мирового научно-технического и технологического развития и оценки конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке;
б) выявление первоочередных потребностей страны в научных и технических достижениях исходя из стратегических целей социально- экономического и оборонного строительства, наличия природных, финансовых, материальных и кадровых ресурсов, а также научно-технического и технологического потенциала;
в) проведение анализа научных исследований, отражающих публикационную деятельность, коэффициент цитируемости российских ученых, а также анализа патентных документов;
г) определение основных секторов экономики, в которых Российской Федерации необходимо обеспечить мировое лидерство, а также технологий, обеспечивающих решение задач национальной обороноспособности и безопасности;
д) проведение анализа социальных, технологических, экономических, экологических и политических аспектов развития национальной инновационной системы;
е) использование в случае необходимости других методов оценки тенденций научно-технического и технологического развития Российской Федерации и зарубежных стран.
- Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственные академии наук, научные организации, высшие учебные заведения и государственные корпорации направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации материалы по комплексному анализу тенденций научно-технического и технологического развития Российской Федерации и зарубежных стран, сведения о результатах, полученных при реализации критических технологий, а также предложения по формированию и корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий.
- Для подготовки предложений по формированию и корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий Министерство образования и науки Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, научных организаций, высших учебных заведений и государственных корпораций:
а) создает межведомственную рабочую группу и утверждает ее состав;
б) осуществляет формирование информационно-аналитической базы научно-технического и технологического развития Российской Федерации и зарубежных стран;
в) готовит предложения по формированию и корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий для рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям и после их одобрения представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
- С целью проведения экспертизы предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, научных организаций, высших учебных заведений и государственных корпораций по формированию и корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий, а также результатов, полученных при реализации критических технологий, межведомственная рабочая группа формирует экспертные группы и утверждает их руководителей по каждому приоритетному направлению.
- В состав экспертных групп включаются ученые и специалисты научных организаций, высших учебных заведений, экспертных советов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, руководители проектов, реализуемых в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, представители промышленных предприятий, бизнес-сообщества, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и других организаций.
- По результатам экспертизы предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, научных организаций, высших учебных заведений и государственных корпораций по формированию и корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий, а также результатов, полученных при реализации критических технологий, экспертные группы готовят заключения, которые передаются для рассмотрения в межведомственную рабочую группу.
- Формирование и корректировка приоритетных направлений и перечня критических технологий осуществляются не реже 1 раза в 4 года.
- Реализация приоритетных направлений и перечня критических технологий осуществляется в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, других программ и проектов по развитию высокотехнологичных секторов экономики, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников.
- Министерство образования и науки Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук и государственных корпораций организует проведение мониторинга результатов, полученных при реализации критических технологий, с целью осуществления контроля за ходом реализации приоритетных направлений и перечня критических технологий.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342 О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности
Правительство Российской Федерации постановляет:
Установить, что федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд, обязаны предусматривать в указанных контрактах условие о закреплении в установленном порядке исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и секреты производства (ноу-хау) (далее - результаты научно-технической деятельности) за Российской Федерацией в случаях, если:
результаты научно-технической деятельности изъяты из оборота;
Российская Федерация приняла на себя финансирование работ по доведению результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения;
результаты научно-технической деятельности непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;
исполнитель не обеспечил до истечения 6 месяцев после окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты научно-технической деятельности.
В иных случаях закрепление за Российской Федерацией прав на результаты научно-технической деятельности определяется условиями государственных контрактов, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4939) следующие изменения:
абзац второй пункта 1 признать утратившим силу;
пункты 2 и 3 исключить.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ НАУЧНЫМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ В ЦЕЛЯХ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ (ВНЕДРЕНИЯ) РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Научным учреждениям и вузам предоставлено право создавать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности
Установлено, что бюджетные научные учреждения и высшие учебные заведения, а также научные учреждения и вузы, созданные государственными академиями наук, имеют право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям и вузам. В качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ научные учреждения и вузы вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности и могут вносить денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в их оперативном управлении.
Научное учреждение или вуз вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля данного научного учреждения или вуза в уставном капитале акционерного общества составит более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем одну треть.
Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются научные учреждения или вузы, часть прибыли хозяйственных обществ, полученной данными научными учреждениями и вузами (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных научных учреждений и вузов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 июля 2009 г. № 602 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛУЧАЕМЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ГРАНТЫ (БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ) КОТОРЫХ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ПОДЛЕЖАТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
В соответствии с пунктом 6 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемый перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению.
Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН
ПЕРЕЧЕНЬ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛУЧАЕМЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ГРАНТЫ (БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ) КОТОРЫХ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ПОДЛЕЖАТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
(Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. # 602)
- Благотворительный фонд "Благое дело", г. Нижний Новгород
- Благотворительный фонд "Милосердие", г. Москва
- Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва
- Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", г. Москва
- Некоммерческая благотворительная организация "Благотворительный фонд В. Потанина", г. Москва
- Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва
- Некоммерческая организация "Российский фонд культуры", г. Москва
- Некоммерческая организация "Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)", г. Норильск
- Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва
- Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва
- Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва
- Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия", г. Москва
- Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург
- Фонд поддержки российского учительства, г. Москва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.07.2009 № 630 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ, ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ ПРЕМИЙ ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, СУММЫ КОТОРЫХ, ПОЛУЧАЕМЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, НЕ ПОДЛЕЖАТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ"
Внесены изменения в перечень премий, освобождаемых от налогообложения НДФЛ
Раздел "Премии в области культуры, литературы, искусства и средств массовой информации" перечня международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 №89, дополнен новой позицией - "Премия Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства "Инновация".
|
КОНЦЕПЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
ФИНАНСИРОВАНИЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Приоритетное значение фундаментальной науки
для развития нанотехнологий*)
Заведующий лабораторией
Учреждения Российской академии наук
Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН,
доктор экономических наук, профессор А.Е. Варшавский
Старший научный сотрудник
Учреждения Российской академии наук
Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН,
кандидат физико-математических наук И.А. Дымова
Аннотация. . В данной работе проведен анализ показателей финансирования фундаментальных исследований в сфере нанотехнологий в промышленно развитых странах, лидирующих в этой области (США, Япония, Германия). Рассмотрены также показатели затрат на нанотехнологии в России.
Annotation. The analysis of indicators of the basic nanotechnology R&D in the developed countries-leaders (the USA, Japan, Germany) is made. The indicators of expenditures on nanotechnology in Russia are discussed as well.
|
__________________________________________________
*) Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 08-06-00266).
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ И МОДЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА
Моделирование
социальной стратификации*)
Заведующий лабораторией
Учреждения Российской академии наук
Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН,
доктор экономических наук, профессор А.Е. Варшавский
Аннотация. В работе анализируется взаимосвязь между основными составляющими социальной стратификации и возможность их взаимозамещения с учетом различий в степени инерционности, периода формирования и длительности процессов. На основе этого разработана модель социальной стратификации, позволяющая определить выбрать оптимальный диапазон дифференциации различных групп общества. Показано, что при шоковых воздействиях существует тенденция снижения профессиональной стратификации, что в долгосрочной перспективе может значительно замедлить развитие общества.
Annotation. The interrelationship between social stratification main components and the possibility of their mutual substitution are analyzed. On this basis the model of social stratification is elaborated that provides choosing an optimal range of differentiation. It is shown that the tendency of decreasing professional stratification after shocks that can substantially slow down the development of society in long run.
|
__________________________________________________
*) Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 08-06-00266).
ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Казначейские облигации США - эффективный инструмент
преодоления финансового кризиса*)
Профессор
Российской экономической академии (РЭА) им. Г.В.Плеханова,
доктор экономических наук В.П. Семенов
Профессор
Российской экономической академии (РЭА) им. Г.В.Плеханова
доктор экономических наук Ю.П. Соловьев
Научный сотрудник
Российской экономической академии (РЭА) им. Г.В.Плеханова
кандидат экономических наук М.М. Ульянецкий
Аннотация. В статье рассматривается феномен государственного долга США, ключевого фактора стратегии выхода США из финансового кризиса. Авторами в соответствии с диверсификационной стратегией Г. Марковица рассчитаны параметры и пропорции портфелей, включающих в себя казначейские облигации США, что позволило осуществить количественный анализ долговых инструментов крупнейшего сегмента мирового финансового рынка.
Annotation. The article considers the US Public debt phenomenon like the core factor of the overcoming financial crisis strategy. The authors used H. Markowitz diversification strategy and calculated parameters and proportions of portfolios incorporated the US Treasury bonds. It enabled to carry out the analysis of the debt instruments which represent the largest part of the world financial market.
|
__________________________________________________
*) Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 09-06-00423а).
НАУЧНЫЕ КАДРЫ
Моделирование численности
аспирантов в регионах России*)
Научный сотрудник
Учреждения Российской академии наук
Центрального экономико-математического института РАН,
М.А. Никонова
Аннотация. В статье анализируется динамика различных факторов, влияющих на изменение численности аспирантов и научных кадров в 1995 - 2006 гг. для регионов Центрального федерального округа (ЦФО). Исследуется степень влияния этих факторов на динамику численности аспирантов и научных кадров в федеральных округах Российской Федерации с помощью модели типа Кобба-Дугласа.
Annotation. The article examines the dynamics of the various factors affecting the change in the number of postgraduate students and academic staff in 1995 - 2006 for the Central Federal District. It also explores the impact of these factors on the dynamics of the number of postgraduate students and academic staff in the federal districts of Russian Federation using the Cobb-Douglas type.
|
__________________________________________________
*) Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 07-02-04055а).
ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Концепция развития
ракетно-космической промышленности России*)
(состояние и тенденции развития)
Начальник Сводного управления
Федерального космического агентства РФ,
кандидат технических наук Ю.Н. Макаров,
Ведущий научный сотрудник
Учреждения Российской академии наук
Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН,
доктор экономических наук, профессор Е.Ю. Хрусталёв
Аннотация. В статье дан анализ технико-экономических показателей деятельности ракетно-космической промышленности России на основе отчетных данных предприятий и организаций за 2008-2009 гг., рассмотрены и обоснованы перспективы ее развития, оценены темпы и эффективность процессов реструктуризации.
Ключевые слова: ракетно-космическая промышленность, ракетно-космическая техника, технико-экономические показатели деятельности, производственно-хозяйственная деятельность, финансово-экономическое состояние предприятий.
Annotation. The paper analyzes the technical and economic performance of the rocket-space industry of Russia on the basis of reporting data of enterprises and organizations for 2008-2009 years. Considered and reasonable prospects of its development, evaluated the rate and efficiency of the processes of restructuring.
Key words: space-rocket industry, rocket and space technology, techno-economic performance, production and business activities, financial and economic condition of enterprises.
|
__________________________________________________
*) Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 09-06-13529-офи_ц).
ЭКОНОМИКА И
ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ
Современная экономика России
в свете философии нравственности
Президент
Российско-Американского Консорциума "Гидростройинвест" ЛЛС,
кандидат технических наук Ю.Г. Гельцер
Аннотация. Статья посвящена реальной и весьма актуальной проблеме, ибо современное состояние быстро деградирующей российской экономики не только противоречит критериям общественной эффективности, но и находится в конфликте с основополагающими нравственными принципами. Отсутствие в нашем обществе ясных и недвусмысленных правил, которые регулировали бы, неохваченные законом сферы экономического поведения, наряду с другими факторами приводит к хронической дезорганизации экономической жизни и к ее упадку.
Annotation. This article is devoted to real and rather actual problem, as the current state of quickly degrading Russian economy not only contradicts criteria of public efficiency, but also is in the conflict to basic moral principles. Absence in our society of clear and unambiguous rules which would regulate, the spheres of economic behavior not settled by the law, along with other factors leads to chronic disorganization of an economic life and to its decline.
|
ЭКОНОМИКА И
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Институциональный анализ
альтернативных концепций
рационального поведения человека
Старший преподаватель
Российской экономической академии (РЭА) им. Г.В. Плеханова,
кандидат экономических наук Р.В. Калеев
Аннотация. Проблема рационального поведения человека была и остается предметом пристального внимания многих экономистов в истории человечества. В данной статье предпринята попытка проанализировать альтернативные концепции рационального поведения человека. Автор также рассматривает различия между господствующей теорией рационального поведения и альтернативным подходом на основе оценки влияния обеих теорий на социальное развитие, а также некоторые проблемы применения альтернативного подхода в экономических исследованиях.
Annotation. the problem of rational behavior was of great interest of many scientists in the history of humanity. In this article there is an attempt to analyze alternative conceptions of rational human behavior. They include different religions, esoteric and philosophic doctrines. The author also examines differences between topping theory of rational behavior and alternative approach considering influence of both theories on the social development and some problems of implementation of alternative approach into scientific research.
|
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ
ХОЗЯЙСТВО
Совершенствование экономического
механизма управления жилищно-коммунальным
хозяйством России*)
Аспирант
Государственной академии специалистов инвестиционной сферы,
Н.Л. Евдокименко
Аннотация. В статье показано, что одним из главных недостатков применяющихся подходов к управлению капитальным ремонтом жилищного фонда являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация самих процессов управления, а не их результатов. Усиление экономического характера управления капитальным ремонтом в современных условиях может быть осуществлено посредством формирование экономических интересов всех субъектов управления и хозяйствования, взаимодействующих в жилищной сфере.
Ключевые слова: жилищный фонд, экономика жилищно-коммунального хозяйства, капитальный ремонт, оценка затрат, собственники жилья, экономический механизм управления, оценка технического состояния, муниципальный заказ, титульный список, стандарт стоимости.
Annotation. In the article is rotined, that one of main lacks of the applied approaches to control of big repair of housing fund was their functional orientation, severe regulation of control procedures, instead of their outcomes. The amplification of economical nature of control of big repair in modern conditions can be carried out by means of formation of economical concerns of all subjects of control and managing interacting in a housing orb.
Keywords: housing fund, economics of a housing-municipal services, big repair, cost estimate, proprietors of housing, economical control mechanism, estimation of availability index of product, municipal order, title list, standard of the cost.
|
__________________________________________________
*) Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 07-06-00200).
ДАЙДЖЕСТ-ИНФОРМАЦИЯ
Б. Обама: Наука нужна как никогда раньше
(сокращенный текст выступления президента США Барака Обамы 27 апреля 2009 года
на ежегодном собрании американской Национальной академии наук)
Всего через несколько месяцев после сокрушительного поражения под Фридрихсбургом, до победы под Геттисбергом, до падения Ричмонда, еще до того, как решилась судьба Федерации, президент Авраам Линкольн подписал акт о создании Национальной академии наук - в самый разгар гражданской войны.
Линкольн отказался признать, что выживание является единственной целью нашей нации. Он создал эту академию, создал сельскохозяйственные колледжи*, начал строительство трансконтинентальной железной дороги, будучи уверенным, что мы должны подливать - я цитирую - "масло коммерческого интереса в огонь человеческого гения, чтобы открывать ... новые и полезные вещи".** *
Вызовы, которые встают перед нами сегодня, безусловно, сложнее, чем все, с чем нам приходилось сталкиваться раньше: медицинская наука, открывающая все новые лекарства и методы лечения, но сопряженная с системой здравоохранения, способной приводить к банкротству семьи и коммерческие предприятия; энергетическая система, поддерживающая нашу экономику и одновременно - угрожающая нашей планете; угрозы нашей безопасности, исходящие от злонамеренного использования той самой взаимосвязанности и открытости, которые столь существенны для нашего процветания; вызовы глобального рынка, связывающие трейдера с Уолл-стрит и простого домовладельца, офисного работника в Америке и фабричного рабочего в Китае - рынка, на котором все мы разделяем не только выигрыши от новых возможностей, но и потери в период кризиса.
В такой трудный момент находятся те, кто говорит, что мы не можем позволить себе инвестировать в науку, что поддержка исследований - это что-то вроде роскоши в то время, когда приходится ограничивать себя лишь самым необходимым. Я категорически не согласен с этим. Сегодня наука больше, чем когда-либо раньше, нужна для нашего благосостояния, нашей безопасности, нашего здоровья, сохранения нашей окружающей среды и нашего качества жизни.
Сегодняшний день, как никогда раньше, заставляет задуматься об огромной роли, которую играют в нашей жизни научные исследования.
Но одно ясно: наша способность противостоять столь серьезным угрозам здоровью населения во многом опирается на работу нашего научного и медицинского сообщества. И это еще один пример того, почему мы не можем позволить нашей стране отставать. К сожалению, мы пришли именно к отставанию.
За последнюю четверть столетия доля ВВП, расходуемая на финансирование естественных наук из федерального бюджета, упала почти в два раза. Мы неоднократно позволяли отменять налоговые льготы на исследования и эксперименты, столь необходимые для развития бизнеса и его инновационной деятельности.
Наши школы отстают от других развитых стран, а в некоторых случаях и от развивающихся стран. Наших школьников обгоняют в математике и точных науках школьники из Сингапура, Японии, Англии, Нидерландов, Гонконга, Кореи, других стран. По данным еще одного исследования, пятнадцатилетние американцы находятся на 25 месте по математике и на 21 месте по точным наукам в сравнении со сверстниками из других стран.
И мы стали свидетелями того, как научные результаты намеренно извращались, и как научные исследования политизировались с целью продвижения наперед заданных идеологических установок.
Мы знаем, что наша страна способна на лучшее. Полстолетия назад наша страна приняла решение стать мировым лидером в научно-технических инновациях; инвестировать в образование, исследования, инженерное дело; она поставила цель выйти в космос и увлечь каждого своего гражданина этой исторической миссией. То было время крупнейших инвестиций Америки в исследования и разработки. Но с тех пор идущая на них доля национального дохода стала неуклонно падать. В результате в гонке за великими открытиями нынешнего поколения вперед стали вырываться другие страны.
Я считаю, что это не в нашем, американском, характере - быть ведомыми. В нашем характере - быть впереди. И для нас пришло время снова стать лидерами. Поэтому сегодня я здесь, чтобы поставить такую цель: мы будем выделять более 3 процентов ВВП на исследования и разработки. Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине, и улучшая математическое и естественнонаучное образование.
Это - крупнейшее вложение в научные исследования и инновации в американской истории.
Только подумайте, чего мы сможем достичь благодаря этому: солнечные батареи, дешевые как краска; "зеленые" здания, сами производящие всю энергию, которую потребляют; компьютерные программы, занятия с которыми столь же эффективны, как индивидуальные занятия с учителем; протезы, настолько совершенные, что с их помощью можно будет снова играть на пианино; расширение границ человеческого знания о себе и мире вокруг нас. Мы можем это сделать.
Использование открытий, совершенных полстолетия назад, питало наше процветание и успехи нашей страны в последующие полстолетия. Решения о поддержке науки, которые я принимаю сегодня, будут питать наши успехи в течение следующих 50 лет. Только так мы добьемся, что труд нынешнего поколения станет основой прогресса и процветания в XXI столетии в глазах наших детей и внуков.
Эта работа начинается с исторического решения о поддержке всего спектра фундаментальной науки и прикладных исследований, от научных лабораторий знаменитых университетов до испытательных площадок инновационных компаний.
На основании Закона о восстановлении и реинвестировании Америки* и при поддержке Конгресса моя администрация уже обеспечивает крупнейшее в американской истории вливание средств в фундаментальные исследования. Это уже свершившийся факт.
Это важно именно сейчас, когда государственным (public) и частным колледжам и университетам по всей стране приходится иметь дело с уменьшающимися эндаументами и сокращающимися бюджетами. Но это также исключительно важно для нашего будущего. Говоря словами Ванневара Буша, советника по науке президента Франклина Рузвельта: "Фундаментальные исследования - это научный капитал".
Дело в том, что исследование того или иного конкретного физического, химического или биологического процесса может не окупиться в течение года, или десятилетия, или вообще никогда. Но когда оно окупается, выгодами от его использования чаще всего пользуются и те, кто платил за исследования, и те, кто не платил.
По этой причине частный сектор обычно недостаточно инвестирует в фундаментальную науку, и в этот вид исследований должно инвестировать государство (public sector): хотя риски здесь могут быть велики, но столь же велики могут быть и выгоды для всей экономики и нашего общества.
Никто не может предсказать новые приложения, которые будут порождены фундаментальными исследованиями: новые методы лечения в наших больницах; новые эффективные источники энергии; новые строительные материалы; новые культуры растений, более устойчивые к жаре и засухе.
Именно в ходе фундаментальных исследований был открыт фотоэлектрический эффект, на основе которого позднее были созданы солнечные батареи. Именно фундаментальные исследования в области физики в конце концов привели к возникновению компьютерной томографии. Расчеты, используемые в сегодняшней спутниковой GPS-навигации, основаны на уравнениях, записанных Эйнштейном более столетия назад.
Дополняя инвестиции Закона о восстановлении, предложенный мною бюджет - его версии уже прошли и палату представителей, и Сенат - еще больше увеличивает исторические вложения в научные исследования, содержащихся в плане восстановления.
Таким образом, мы удвоим бюджет ключевых агентств, включая Национальный научный фонд, основной источник финансирования фундаментальных исследований, а также Национальный институт стандартов и технологий, поддерживающий широкий круг исследований - от улучшения информационных технологий в здравоохранении до измерения уровня углекислого газа в атмосфере, от тестирования принципов построения "умной сети" (smart grid) до развития передовых производственных технологий.
Мои бюджетные инициативы удвоят и финансирование отдела науки в министерстве энергетики, в ведении которого находятся ускорители, коллайдеры, суперкомпьютеры, мощные синхротроны и лабораторные комплексы для создания наноматериалов. Потому что мы знаем, что потенциал совершения научных открытий, который есть у страны, определяется инструментами, которые она предоставляет своим исследователям.
Но обновленные обязательства нашей страны [двигаться по пути научно-технического развития] не могут быть обеспечены лишь прямыми инвестициями со стороны государства. Эти обязательства распространяются от лабораторий до всего рынка товаров и услуг. И именно поэтому предложенный мною бюджет делает постоянными налоговые вычеты в пользу исследований и экспериментов. Эти налоговые вычеты возвращают в экономику по два доллара на каждый потраченный доллар, поскольку благодаря им компании смогут позволить себе нередко высокие затраты на разработку новых идей, новых технологий и новых продуктов. Тем не менее, мы до сих пор лишь периодически продлевали - а иногда и не продлевали - срок действия этих вычетов. Я много раз слышал от предпринимателей по всей стране: сделав эти вычеты постоянными, мы дадим возможность бизнесу разрабатывать такие проекты, которые создадут рабочие места и обеспечат экономический рост.
Во-вторых, в области разработки новых технологий производства, использования и сбережения энергии инновации важны, как ни в какой другой. Вот почему моя администрация приняла беспрецедентное решение поддержать создание экономики 21 века - экономики чистой энергии, и поставить ученого во главе министерства энергетики.
Когда Советский Союз запустил Спутник чуть более полувека назад, американцы были ошеломлены. Русские опередили нас в космосе. И мы оказались перед выбором: признать свое поражение или принять вызов. И, как всегда, мы решили принять вызов.
Президент Эйзенхауэр подписал закон о создании НАСА и об инвестициях в естественнонаучное и математическое образование, от начальной школы до аспирантуры. И всего несколькими годами позже, через месяц после его послания к ежегодному собранию Национальной академии наук 1961 года, президент Кеннеди сделал смелое заявление на объединенной сессии Конгресса о том, что Соединенные Штаты пошлют человека на Луну и обеспечат его благополучное возвращение на Землю.
Эта цель сплотила научное сообщество, и оно приступило к ее достижению. И в результате удалось сделать не только те первые шаги по Луне, но и гигантские скачки в развитии знаний здесь, у нас дома. Программа "Аполлон" создала технологии, которые помогли улучшить почечный диализ и системы очистки воды; датчики для обнаружения опасных газов; энергосберегающие строительные материалы; огнеустойчивые ткани для пожарных и солдат. В более широком смысле, громадные инвестиции того времени - в науку и технологии, в образование и обеспечение исследований - создали мощный поток любопытства и творчества, принесшего неисчислимую пользу. В этой аудитории есть те, кто стал учеными благодаря тому решению. Мы должны повторить это.
Стоящие перед нынешним поколением вызовы, такие как необходимость преодолеть нашу зависимость от ископаемого топлива, не сводятся к единичному событию вроде запуска Спутника. Это во многих отношениях усложняет наши задачи. И тем существеннее для нас быть постоянно сконцентрированными на предстоящей работе.
Но энергетика - это наш важнейший проект, важнейший проект этого поколения. И вот почему я поставил целью для нашей страны - уменьшить к 2050 году выбросы парниковых газов более чем на 80 процентов.
Расширяя действие производственных налоговых вычетов, обеспечивая гарантии займов и предлагая гранты для поощрения инвестиций, мой план восстановления создает стимулы для удвоения возможностей страны производить энергию из возобновляемых источников в ближайшие несколько лет. Всего один пример: благодаря исследованиям и разработкам, финансируемым из федерального бюджета, стоимость солнечных батарей за последние три десятилетия уменьшилась в десять раз. Наши новые усилия обеспечат конкурентоспособность технологий использования солнечной энергии и производства других видов чистой энергии.
Мой бюджет включает 150 миллиардов долларов для инвестирования, в течение 10 лет, в возобновляемые источники энергии, а также в повышение эффективности использования энергии. Он поддерживает деятельность НАСА по созданию новых космических систем, которые помогут нам лучше понять наш изменяющийся климат; эта работа рекомендована Национальным исследовательским советом в качестве приоритетной.
И сегодня я также впервые объявляю, что мы выделяем финансирование для новой инициативы - рекомендованной вашей организацией, - и создаем Агентство передовых исследовательских проектов для энергетики, или ARPA-E.
Основой является, что неудивительно, DARPA, или Агентство передовых исследовательских проектов для обороны, которое было создано при администрации Эйзенхауэра в качестве ответа на Спутник. В течение всей его истории оно было нацелено на проведение исследований, связанных с высоким риском, но также с высокой отдачей. Предшественник интернета, известный как ARPANET, технология "стелс", глобальная система позиционирования GPS - все они обязаны своим рождением работе DARPA.
ARPA-E будет заниматься исследованиями того же рода - высокого риска и с высокой отдачей. Моя администрация будет также заниматься разработкой всеобъемлющих законодательных мер, обеспечивающих ограничение выбросов парниковых газов через рыночные механизмы. Мы сделаем прибыльным использование возобновляемых источников энергии. Мы предоставим ресурсы для того, чтобы ученые могли сконцентрировать усилия в этой критической области. И я уверен, что мы найдем источник творческой энергии, который ждет, чтобы им воспользовались исследователи в этом зале и предприниматели по всей стране. Мы можем решить эту проблему.
Итак, страна, которая в 21 веке станет мировым лидером в производстве чистой энергии, будет и лидером глобальной экономики 21 века. Я верю в то, что Америка может и должна быть такой страной. Но чтобы быть лидером глобальной экономики и чтобы обеспечить нашему бизнесу возможность роста и инноваций, а нашим семьям процветать, мы также собираемся заняться недостатками нашей системы здравоохранения.
Закон о восстановлении будет поддерживать давно назревший шаг по компьютеризации медицинских карт, с целью снижения дублирования, ненужных затрат и ошибок, из-за которых теряются миллиарды долларов и тысячи жизней.
Но важно заметить, что новые медицинские карты позволяют предложить пациентам шанс более активно участвовать в профилактике и лечении их заболеваний. Мы должны обеспечивать пациентам возможность контролировать их карты и уважать их право на конфиденциальность. В то же время у нас есть возможность предоставить миллиарды и миллиарды анонимных единиц данных для исследователей в области медицины, которые могут извлечь из этой информации сведения, помогающие улучшить наше понимание болезней.
История также учит нас, что величайшие достижения приходят в медицину из научных прорывов. Таковы открытие антибиотиков, улучшение общедоступного медицинского обслуживания, создание вакцин против оспы, полиомиелита и многих других инфекционных заболеваний, лекарства против ретровирусов, возвращающие больных СПИДом к полноценной жизни, таблетки, способные брать под контроль определенные формы рака крови, и многое другое.
Благодаря прогрессу недавнего времени - не только в биологии, генетике и медицине, но также в физике, химии, компьютерных и технических науках - в ближайшие десятилетия у нас будет потенциал для колоссального прогресса в деле профилактики болезней. И именно поэтому моя администрация считает необходимым увеличение финансирования Национальных институтов здоровья, включая 6 миллиардов долларов на поддержку исследований рака, являющихся частью долговременного, многолетнего плана по удвоению объемов исследований рака в нашей стране.
Далее, мы возвращаем науке ее законное место. 9 марта я подписал исполнительный меморандум, в котором четко сказано: с приходом моей администрации закончилось время, когда наука следовала за идеологией. Прогресс нашей страны, ценности нашей страны коренятся в свободном и открытом поиске. Подрыв чистоты научного поиска означает подрыв нашей демократии. Он противен самому нашему образу жизни.
Именно поэтому я поручил Джону Холдрену и агентству научно-технической политики Белого дома возглавить и возобновить усилия по обеспечению того, чтобы федеральная политика базировалась на самой достоверной и наиболее объективной научной информации. Я хочу быть уверенным, что научные решения зависят от фактов, а не наоборот. (Смех.)
В качестве одной из составляющих этих действий мы уже открыли веб-сайт, позволяющий посетителям не только предлагать рекомендации по достижению этой цели, но и участвовать в детальной разработке и реализации этих рекомендаций. Это небольшой шаг, но он делает государственное управление более прозрачным, демократичным и открытым к участию граждан.
Нужно также, чтобы научное сообщество напрямую участвовало в публичной политике. И поэтому сегодня я объявляю назначения - мы сейчас формируем наш президентский Совет консультантов по науке и технологиям, известный как PCAST (President's Council of Advisors on Science and Technology). Я собираюсь тесно работать с ними. Наши сопредседатели уже были представлены - кроме Джона, это д-р Вармус и д-р Ландер. В этом совете представлены лидеры из многих научных дисциплин, которые принесут с собой разнообразие опыта и взглядов. Совет будет предоставлять мне консультации и рекомендации по национальной стратегии, призванной взращивать и поддерживать культуру научных инноваций.
Вот пример того, что сможет делать PCAST. В области биомедицины мы можем извлечь пользу из происходящего сейчас исторического сближения наук о жизни и физических наук. Государственные проекты - в духе проекта "Геном человека" - помогут получить данные и предоставить новые возможности, которые будут питать открытия в десятках тысяч лабораторий. Идентификация и преодоление научных и бюрократических барьеров обеспечит быстрое применение прорывных результатов научных исследований в диагностике и терапии, которые будут служить больным.
В науках об окружающей среде потребуется улучшение качества прогнозов погоды, наблюдения Земли из космоса, обращения с нашими почвами, водой, лесами, управления и сохранения прибрежных зон и океанских рыбных промыслов.
Мы также должны работать вместе с нашими друзьями по всему миру. Наука, технологии и инновации быстрее дают результаты и обеспечивают больше отдачи в расчете на вложенные средства, когда идеи, затраты и риски делятся между всеми. Очень многие из проблем, с которыми мы сможем справиться благодаря науке и технологиям, носят глобальный характер. Это относится к нашей зависимости от нефти, к последствиям изменений климата, к угрозе эпидемий, к распространению ядерного оружия.
Вот почему моя администрация поддерживает расширение нашего участия в международной научно-технической кооперации во многих областях - там, где это явно в наших интересах. В частности, на этой неделе моя администрация собирает лидеров крупнейших экономик мира для того, чтобы совместно заняться нашими общими проблемами в области энергетики.
В-пятых, поскольку мы знаем, что прогресс и процветание будущих поколений будет зависеть от того, как мы сейчас обучаем следующее поколение, я объявляю о новом решении о поддержке математического и естественнонаучного образования. Это то, что мне в особенности не безразлично. Благодаря этому решению американские школьники в течение следующего десятилетия поднимутся со средних на верхние позиции - на верхние позиции в математике и естественных науках. Ведь мы знаем, что страна, которая опередит нас в образовании сегодня, завтра обгонит нас и в других областях. И я не намерен мириться с тем, чтобы мы уступали другим по уровню образования.
С началом этой программы нельзя не торопиться. Мы знаем, что уровень подготовки учителей математики и естественных наук является важнейшим из факторов, определяющих успехи или неудачи учеников по этим предметам. Тем не менее, сейчас в старших классах более 20 процентов учителей математики и более 60 процентов учителей химии и физики не имеют специализированной подготовки по своим дисциплинам. И проблема со временем лишь усугубляется. Ожидается, что число учителей математики и естественных наук уменьшится к 2015 году по всей стране более чем на 280 тысяч.
И именно поэтому я объявляю сегодня, что штаты, обеспечившие мощную поддержку и добившиеся прогресса в математическом и естественнонаучном образовании, смогут этой осенью принять участие в конкурсе на получение дополнительного финансирования в рамках программы министерства образования "Гонка к вершине", объем которой - 5 миллиардов долларов.
И я призываю штаты радикально повысить результаты математического и естественнонаучного обучения, повышая стандарты, модернизируя учебные лаборатории, обновляя учебные планы и формируя партнерства, чтобы больше использовать науку и технологии в наших классах. Я также призываю штаты улучшить подготовку учителей и привлечь новых высококвалифицированных учителей математики и естественных наук, которые могли бы увлечь учеников и оживить преподавание этих предметов в наших школах.
И в этом начинании мы приложим все усилия для поддержки творческих подходов. Давайте создадим систему, которая будет вознаграждать и удерживать в школе эффективных учителей, и давайте создадим для опытных профессионалов новые пути, которые приведут их в школу. Прямо сейчас есть химики, которые могли бы учить химии в школе, физики, которые могли бы преподавать физику, статистики, которые могли бы преподавать математику. Но нам нужно создать пути, по которым знания, опыт и энтузиазм этих людей - таких, как вы - могли бы прийти в школу.
Но, как вы знаете, наша работа не заканчивается с дипломом об окончании школы. На протяжении десятилетий мы были мировым лидером в образовании, и как следствие - мировым лидером в экономическом росте. Закон о ветеранах войны, например, помог целому поколению получить высшее образование. Но в новой экономике мы оказались позади других стран по доле выпускников, успешно заканчивающих учебу, по уровню их подготовки, по числу подготовленных ученых и инженеров.
Вот почему моя администрация поставила цель, движение к которой многократно усилит нашу способность конкурировать за высокооплачиваемые высокотехнологичные рабочие места будущего и поможет вырастить следующее поколение ученых и инженеров. В следующем десятилетии - к 2020 году - Америка снова будет иметь самый высокий в мире процент выпускников вузов. Вот цель, которую мы ставим. И мы уже предоставили налоговые льготы и гранты для того, чтобы сделать высшее образование более доступным.
Кроме того, предложенный мною бюджет в три раза увеличит число аспирантских стипендий, предоставляемых Национальным научным фондом. Эта программа была создана в годы космической гонки пять десятилетий назад. На протяжении последующих десятилетий ее размер оставался в основном прежним - несмотря на то, что число аспирантов, подающих заявки на эти стипендии, возросло многократно. Мы должны поддерживать этих молодых людей, избравших научную карьеру, а не ставить препятствия на их пути.
Вот так мы поведем за собой весь мир к новым открытиям этого нового столетия. Но я думаю, все вы понимаете, что потребуется гораздо больше, чем усилия одного лишь правительства. Понадобится участие каждого из нас, каждого из вас. И поэтому сегодня я хочу призвать вас применить вашу любовь к науке, ваше знание науки для того, чтобы зажечь те же искры удивления и восхищения в новом поколении.
Молодые люди Америки достойно примут вызовы времени, если получат возможность -если их позовут принять участие в общем деле исключительной важности. Тому есть свидетельства. Знаете, средний возраст команды центра управления полетом во время экспедиции "Аполлона-17" был всего лишь 26 лет. Я знаю, что сегодняшние молодые люди точно так же готовы принять великие вызовы нынешнего столетия.
Поэтому я хочу убедить вас найти время, чтобы приходить в школьные классы и университетские аудитории, разговаривать с молодыми людьми, показывать им, в чем смысл вашей работы и что она значит для вас. Я хочу призвать вас участвовать в программах, помогающих студентам получить одновременно диплом в одной из областей науки и сертификат учителя. Я также хочу, чтобы мы все думали о новых творческих подходах к вовлечению молодежи в науку и инженерное дело, будь то фестивали науки, соревнования роботов, выставки, побуждающие молодых людей придумывать, конструировать, изобретать - чтобы быть создателями вещей, а не только их потребителями.
Я хочу, чтобы вы знали, что я собираюсь работать вместе с вами. Я буду участвовать в кампании по информированию общества, направленной на пробуждение у школьников интереса к профессиям ученого и инженера - потому что от них зависит наше будущее.
А министерство энергетики и Национальный научный фонд начнут совместный проект, который вдохновит десятки тысяч американских школьников к получению этих же профессий, особенно в области чистой энергетики.
В его рамках будет проводиться образовательная кампания, целью которой будет захватить воображение молодых людей, которые помогут нам справиться с проблемами получения энергии. Будут созданы новые возможности для проведения студентами научных исследований, а также новые возможности для получения образования женщинами и меньшинствами, слишком часто недостаточно представленных в научных и технологических областях, но не менее способных находить решения, которые помогут нам развивать нашу экономику и спасать нашу планету.
В рамках этой кампании будут также финансироваться специальные стипендии, междисциплинарные аспирантские программы и партнерства между учебными заведениями и инновационными компаниями, чтобы подготовить новое поколение американцев к стоящим перед ним вызовам.
И мы должны всегда помнить о том, что где-то в Америке есть предприниматель, ищущий кредит для начала своего дела, который может сделать революцию в производстве, - но пока не может его получить. Есть исследователь с идеей для эксперимента, результатом которого может быть новое лекарство от рака, - но он еще не нашел финансирования. Есть девочка с пытливым умом, которая смотрит в ночное небо. И, быть может, у нее есть потенциал, чтобы изменить мир, - но она еще не знает об этом.
Как вы знаете, для научных открытий нужно гораздо больше, чем отдельные неожиданные прозрения - сколь бы важными они ни были. Чаще всего нужно время, нужен упорный труд, нужно терпение. Нужна профессиональная подготовка. Нужна поддержка страны. Но они обещают нам гораздо больше, чем любой другой вид человеческой деятельности.
Да, научные инновации предлагают нам шанс достичь процветания. Они предлагают нам улучшение нашего здоровья, улучшение нашей жизни - дают нам блага, которые мы легко принимаем как сами собою разумеющиеся. Но они дают нам и кое-что еще. По сути, наука заставляет нас считаться с истиной настолько полно, насколько точно мы можем ее установить.
Есть истины, которые наполняют нас благоговейным трепетом. Другие же заставляют нас усомниться в давно устоявшихся взглядах. Наука не может ответить на любой вопрос, и порою, действительно, кажется, что чем больше мы проникаем в тайны физического мира, тем более смиренными нам следует быть. Наука не может заменить нам нашу этику, наши ценности, наши принципы и нашу веру. Но наука может придать им содержание и может помочь ценностям, нравственным чувствам, вере стать более действенными: помочь накормить ребенка, вылечить больного, сберечь нашу планету.
Мы помним, что с каждым новым открытием и новыми возможностями, которые оно нам дает, приходит и новая ответственность; что хрупкость и уникальность жизни требуют от нас оставить в прошлом наши различия и заняться нашими общими проблемами, чтобы справиться с ними и продолжить стремление человечества к построению лучшего мира.
Как сказал президент Кеннеди, выступая перед Национальной академией наук более 45 лет назад: "Этот вызов может стать нашим спасением".
Спасибо вам за все ваши прошлые, нынешние и будущие открытия.
Б. Обама: наука нужна как никогда раньше. Полный текст выступления президента США Барака Обамы 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук./ Remarks by the President at the National Academy of Sciences Annual Meeting. The White House. Office of the Press Secretary. April 27, 2009.
// Троицкий вариант. Выпуск №10 (29N) 26 мая 2009 г.Стр. 2-5, 7.(Электронная публикция: 22 мая 2009 г.)
|
|