Печатается в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ.
140010, Люберцы, Московская обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. 8(495)150-10-77.


Counter CO.KZ
 Некоторые материалы
В. М. Хургин

О механизме распространения официальных документов

Страницы: 1  2  3  4  5 

Страница 5 из 5 Предыдущая страница  

   Возможная схема организации работы представлена в [17]. При этом создание сети публичных центров представляется целесообразным проводить с привлечением не только органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и различного рода общественных организаций и движений, заинтересованных в углублении процессов демократизации и обеспечения соблюдения прав и свобод человека.

   На международной конференции «Участие библиотек в правовом воспитании населения и юридическом образовании» (Санкт-Петербург, 29-30 октября 1998 г.) отмечалось значение создания публичных центров правовой информации на базе библиотек:

  • для граждан: каждый житель региона, на территории которого действует центр, имеет возможность, обратившись к его услугам, получить полную подборку официальных документов по интересующему его вопросу. Тем самым делается важный шаг в направлении обеспечения права граждан знать свои права и обязанности;
  • для библиотек: библиотеки, на базе которых открываются центры, получают возможность более активно работать с населением, привлекать читателей и пользователей, решают вопросы компьютеризации и выхода в Internet;
  • для СМИ: возможность журналистов получать самую обширную и актуальную информацию по правовой тематике, встречаться с коллегами, работающими в сфере правовой журналистики, а также с экспертами в области права;
  • для государства: информационные ресурсы центров - универсальная база для содействия реализации государственных программ правового просвещения населения, юридического образования, повышения правовой культуры власти, СМИ, общественных объединений.
   Для обеспечения упорядочения работы библиотек с официальными документами необходима более эффективная государственная поддержка, четкие критерии распределения ответственности за приобретение и хранение официальных документов, обслуживание информацией пользователей, простой и эффективный механизм координации работы библиотек между собой и с органами правовой информации. В этих целях представляется целесообразным проведение в качестве первоочередных следующих работ и мероприятий:

1. Определить государственный орган, ответственный за формирование федерального и региональных фондов официальной информации;

2. Разработать и утвердить пакет нормативных документов по правовому регулированию вопросов создания и функционирования фонда официальной информации и информационных центров;

3. Унифицировать каталогизацию официальных документов;

4. Проработать вопрос создания единой универсальной системы классификации официальных документов;

5. Разработать критерии отбора официальных документов на депозитарное хранение;

6. Определить предметы правового регулирования и регламентировать правоотношения между субъектами права, участвующими в процессе приобретения и хранения официальных документов, обслуживания ими и информацией о них пользователей;

7. Установить механизм контроля за соблюдением правовых норм, регламентирующих процесс выполнения функций, возложенных на каждый субъект права в рассматриваемом процессе, и правовые санкции за их нарушение;

8. Нормативно решить вопрос о бесплатности ознакомления с текстами официальных документов и компенсации затрат на использование средств вычислительной техники, услуги по копированию и размножению текстов официальных документов, составлению справок, тематических подборок, аналитических обзоров и т.д.;

9. Определить эффективный механизм координации и согласования работы участников создания ПЦПИ в целях реализации задач по правовому воспитанию и повышению уровня правовой культуры населения;

10. Определить и утвердить порядок взаимодействия общедоступных библиотек, органа официального опубликования и центров правовой информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

   Правовое государство начинается с библиотеки, а точнее - с гражданина, который стремится знать законы своей страны. Это - платформа, базис для дальнейшего правового воспитания. Так что процесс этот не только государственный, но и общественный, личный. Мы все в ответе за то, как он будет проистекать [16].

   Принцип господства права - и неограниченное распространение правовой информации - являются необходимыми для функционирования демократического общества. Решение вопросов распространения официальных правовых документов через систему общедоступных библиотек позволит существенно улучшить положение дел в области ознакомления различных слоев общества с официальными текстами правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, и не только поможет обеспечить конституционное право граждан на информацию, но и будет способствовать дальнейшему развитию правового государства. И, наконец, особо следует отметить роль ПЦПИ в обеспечении общедоступности правовой информации прежде всего для социально уязвимых категорий пользователей, а также для пользователей, имеющих ограниченные возможности для удовлетворения потребностей в правовой информации на коммерческой основе.

Кандидат технических наук В.М. Хургин


Литература

1. Кузнецова Н. Не роскошь, а потребность //«Век» № 13 (179), 1996

2. Мелюхин И.С. Информационное общество и баланс интересов государства и личности //«Информационное общество», № 4-6, 1997 - с. 3-26

3. Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. Под ред. Ю.М. Батурина //М., «Юридическая литература», 1988 - 367 с.

4. Мирзоев Г.Б. Юридическая защита предпринимательства в России //М., «Закон и право», «ЮНИТИ», 1997 - 263 с.

5. Тиновицкая И.Д. Правовая информация и общество (законодательные проблемы) //НТИ сер.1, 1996 - № 7 - с. 9-12

6. Белов Г.В. Нам нужна современная информационная доктрина //Бюллетень КСДИ, № 5-6, 1999 -с. 14-15

7. Мелюхин И.С., Райков А.Н., Рахманин А.Е. Итоги и перспективы развития аналитических служб в органах исполнительной власти (1993-1994 г.г.) //НТИ сер.1, 1994 - № 12 - с. 7-13

8. Седякин В. Должно ли государство вмешиваться в процесс информатизации России? Да, но только в правовой сфере! //Бюллетень КСДИ, № 10, 1997

9. Реуцкая С.А. Информационные технологии в библиотеках. В книге «Виртуальный мир Инфосферы: практическое использование человеком» //Владивосток, ВФ РТА 1998 - с. 175-182

10. Стародубова Н.З. Национальный фонд официальных документов: принципы организации и проблемы формирования. В книге «Работа библиотек с официальными документами. Сборник научных трудов» //Российская государственная библиотека, М., 1998 - с. 13-19

11. Хургин В.М. Порядок опубликования нормативных правовых актов //«Информационные ресурсы России», № 6, 1995 - с. 20-21

12. Демидова М.И., Ефимова Е.П. Официальные документы в библиотеках-депозитариях России: их типология, учет и депозитарное хранение. В книге «Работа библиотек с официальными документами. Сборник научных трудов» //Российская государственная библиотека, М., 1998 - с. 30-38

13. Старущенко Г.П. Аспекты формирования ретроспективного фонда официальных изданий в универсальных научных библиотеках. В книге «Работа библиотек с официальными документами. Сборник научных трудов» //Российская государственная библиотека, М., 1998 - с. 64-74

14. Хургин В.М. Проблемы электронного опубликования правовых актов //НТИ сер.1, 1996 - № 7 - с. 28-30

15. Хургин В.М. Об электронной системе «Официальные и периодические издания правовой информации» //«Информационные ресурсы России», № 6, 1997 - с. 13-14

16. Агеева Л.А. Кто поможет разобраться в законах //«Труд», № 239, 1998

17. Митрофанова С.В. Модель обслуживания читателей официальными документами на базе взаимодействия библиотек и центров правовой информации. В книге «Работа библиотек с официальными документами. Сборник научных трудов» //Российская государственная библиотека, М., 1998 - с. 19-25


© Научно-практический журнал "Концепции" 2000 г. Все права защищены.