Печатается в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ.
140010, Люберцы, Московская обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. 8(495)150-10-77.


Counter CO.KZ
 Некоторые материалы
В. М. Хургин

О механизме распространения официальных документов

Страницы: 1  2  3  4  5 

Страница 1 из 5   Следующая страница

   Провозглашенное в статье 29 Конституции Российской Федерации право на информацию является неотчуждаемым правом человека и гражданина. Исходя из прямого характера действия норм Конституции, а также ряда подписанных Россией международных соглашений по вопросам прав человека, органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с официальными документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

   Задачи построения в России правового государства, гражданского общества, реформирования экономики и всей системы общественных отношений выдвигают среди вопросов реализации конституционного права на информацию на первый план вопросы ознакомление граждан, всех физических и юридических лиц с официальными документами органов государственной власти и местного самоуправления. В силу самой своей природы, а также и в соответствии с установленным законодательством порядком (все законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения), наибольший интерес среди всего массива официальных документов представляют тексты правовых актов и особенно нормативных документов.

   Весь мировой опыт, да и просто здравый смысл подсказывают, что важнейшим условием формирования гражданского общества и создания правового государства является надежная защита прав и свобод человека. Это должно стать важнейшим компонентом государственной политики. Необходимо на практике реализовать конституционное положение о том, что интересам обеспечения прав и свобод человека должна быть подчинена вся деятельность российского государства. Важнейшим, краеугольным здесь являются информация, знание: знание своих прав и обязанностей, знание законов и знание о мере своей (и чужой) ответственности за их нарушение [1]. Нельзя допустить ситуацию, чтобы кто-то был «исключен» из информационного общества, а общество оказалось разделенным на имеющих информацию и не имеющих ее. Пока многие информационные услуги, такие как онлайновый доступ к информации, интерактивное телевидение, находятся вне финансовой досягаемости для многих людей. Поэтому важна организация свободного доступа к информационным массивам через образовательные учреждения, библиотеки. Государство обязано сосредоточить усилия на повышении качества жизни граждан путем электронного предоставления своих услуг, в том числе в сфере правовой информации [2].

   На протяжении столетий право являлось одним из важнейших регуляторов жизни и деятельности человека. Закрепляя определенные формы поведения, требуя их соблюдения, оно способствует реализации законов развития общества, стимулирует прогресс. Среди субъективных условий действия правовых положений важнейшими движущими факторами являются развитое правосознание граждан, их добровольное следование праву [3]. Пагубность нигилизма в отношении к праву, негативные последствия разрыва правовых традиций, необходимость восстановления движения к закону в обществе очевидны [4].

   Во все времена между государством и обществом существовала определенная «правовая зависимость»: государство издает законы, в которых выражает свою волю, общество и его граждане - эти законы исполняют. При этом во всех случаях непременным условием исполнения обществом и его гражданами норм, в которых государство устанавливает для них определенные правила поведения, предоставляет им права, возлагает обязанности и ответственность, является знание самих норм [5].

   Тем не менее существующая к настоящему моменту в нашей стране система распространения правовой информации в основном ориентирована на информирование государственных органов, учреждений и организаций. Гражданин с его гарантированным Конституцией правом на информацию «выпадает» при разговоре о необходимости предоставления информации органам государственной власти. Государство рассматривает информатизацию как одну из целей своей деятельности, а человека, гражданина - как элемент этой цели. С одной стороны, вроде все делается для его блага, но с другой - он вновь становится как бы «кирпичиком», «винтиком» будущего информационного общества [6]. И это весьма симптоматично. Патернализм государства, которое «за все в ответе», на деле, как известно, превращается во власть чиновника, который обладает информацией. Право на доступ к информации необходимо толковать в широком смысле - это право человека, частным случаем которого является право на доступ к информации государственных органов. Существует и другой аспект проблемы. В жизни государство предстает в виде конкретных органов власти и чиновников, которые эту власть осуществляют. Численность аппарата хоть и велика, но все же составляет небольшой процент от общей численности населения. Следовательно, в обществе в процентном отношении гарантированный доступ к информации имеет лишь малая его часть [7]. Практика распространения официальных документов в интересах широких слоев населения получила развитие в основном лишь в последнее время и осуществляется в весьма ограниченных масштабах через средства массовой информации, книжную сеть, библиотеки, юридические консультации, предприятия, работающие в сфере оказания информационных услуг.

   Однако использование в этих целях средств массовой информации при их высокой оперативности исключает возможность избирательного поиска и получения информации по конкретному вопросу. Использование возможностей юридических консультаций и предприятий, работающих в сфере оказания информационных услуг, дающих возможность избирательного и адресного получения информации, доступно относительно небольшому кругу лиц из-за высокой стоимости этих услуг.


© Научно-практический журнал "Концепции" 2000 г. Все права защищены.