Печатается в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ.
140010, Люберцы, Московская обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. 8(495)150-10-77. |
|
|
|||
Место ФЭАС в иерархии структур власти и управления Так, в аспекте научной квалификации, эксперты ФЭАС должны быть вполне сопоставимы с действительными членами и членами-корреспондентами РАН или других наиболее авторитетных академий (таких, например, как Академия медицинских наук и Академия сельскохозяйственных наук). С точки зрения независимости принимаемых решений, статус ФЭАС должен быть в чем-то похож на статус Верховного Суда США или Конституционного суда России. В отношении степени важности (масштабности) находящихся на рассмотрении ФЭАС проблем, представляется правомерным считать, что уровень их важности во многих случаях должен быть приблизительно такой же, как у проблем, обсуждавшихся в Президентском Совете, Экспертном Совете при Правительстве, в Совете Безопасности РФ или в Комитете по промышленной политике. В аспекте характера своей деятельности, работа ФЭАС в чем-то будет сходна с работой крупных, зарекомендовавших себя в международном масштабе независимых фирм: аудиторских, консалтинговых или фирм, специализирующихся на оценке недвижимости. По характеру взаимоотношений со структурами власти у ФЭАС можно найти сходные черты с Национальным научным Советом США - органом, координирующим различные аспекты деятельности Национальной академии наук США и Национальной академии инженерных наук США, в том числе - и при оказании консультационных услуг администрации США в области науки и техники. В отношении порядка формирования ФЭАС можно заимствовать некоторые принципы, на которых основывается порядок создания Национального научного Совета США: 380 членов этого верховного научного органа (учрежденного в 1916 г.), назначаются Президентом Национальной академии наук США. (Конечно, конкретная форма реализации этого принципа в РФ может - и, вероятно, должна - быть иной, чем в США). Наконец, с точки зрения взаимосвязи с коммерческим успехом, ФЭАС будет похож на зарубежные бесприбыльные благотворительные организации - например, на образованный в 1950 г. Национальный научный фонд США, одна из функций которого - распределение средств на проведение научных исследований по различным (в основном - фундаментальным) отраслям науки. Но, разумеется, имея сходство с другими организациями по различным аспектам своей деятельности, ФЭАС не будет совпадать ни с одной из них по всей совокупности своих характеристик. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФЭАС
Цели, достигаемые с помощью ФЭАС
Вспомогательной целью, стоящей перед ФЭАС, можно считать зарабатывание денежных средств, предназначенных для частичного компенсирования расходов на функционирование ФЭАС. Речь идет о платных консультациях по оценке вариантов решений сложных и объемных проблем, возникающих в процессе функционирования крупных отечественных или зарубежных фирм, готовых платить значительные суммы за оказанные им ФЭАС высококвалифицированные консультационные услуги. Разумеется, что достижение вспомогательной цели ни в коем случае не должно мешать (или затруднять) достижению целей основных, а также прямо или косвенно наносить ущерб независимому статусу ФЭАС.
Характеристики проблем, рассматриваемых ФЭАС Во-первых, эти проблемы должны быть достаточно важными, соответствующими высокому статусу ФЭАС. Указанная важность может определяться неформальным образом (на основе общих соображений о степени влияния данной проблемы на внутреннее и внешнее положение РФ). В других случаях важность проблемы возможно определять формальной стоимостной оценкой тех объектов экономики, положение которых так или иначе может измениться в результате реализации рассматриваемых вариантов решений. Поэтому, например, может быть установлено, что компетенции ФЭАС соответствуют проблемы, стоимостная оценка реализации решений которых оказывается, допустим, не менее 0,1% национального дохода. (Цифра - условная и должна быть уточнена при разработке "Положения о ФЭАС"). Вторая основная черта проблем, анализируемых ФЭАС, отражает их сложный (многофакторный) характер. Эти факторы связаны, главным образом, с условиями и последствиями реализации тех или иных вариантов решений и характеризуют внутриполитическую, внешнеполитическую, военно-политическую, социальную, демографическую, экологическую и экономическую ситуации, складывающиеся в России в рассматриваемый при анализе решений период. И, наконец, третья черта проблемы, достойной рассмотрения в ФЭАС, - ее трудноразрешимость традиционными методами. Под традиционными здесь понимаются две группы методов.
© Научно-практический журнал "Концепции" 2000 г. Все права защищены. |