Печатается в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ.
140010, Люберцы, Московская обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. 8(495)150-10-77.


Counter CO.KZ
 Некоторые материалы
Н. В. Махров

Институт проблем рынка РАН

Страницы: 1  2  3 

Страница 1 из 3   Следующая страница

   Институт проблем рынка Российской академии наук образован в соответствии с постановлением Президиума Академии наук СССР от 25 сентября 1990 года № 1180. В настоящее время в структуре Института 10 лабораторий, в которых работают высококвалифицированные специалисты, ученые, среди которых 13 докторов наук и 19 кандидатов наук. В Институте работает Ученый совет. Институт проблем рынка РАН возглавляет со дня его основания академик Николай Яковлевич Петраков.

   Концептуальной основой исследований Института является теория общей социально-экономической стабилизации. Финансовая и макроэкономическая стабилизация в рамках этой теории рассматривается всего лишь как частный случай более глобальных стабилизационных процессов.

   Теория общей социально-экономической стабилизации сформировалась как самостоятельное научное направление в первой половине 1980-х годов в нашей стране в научном коллективе, руководимом академиком Н.Я. Петраковым. В момент возникновения эта теория не имела аналогов в мировой экономической науке. Рынок в рамках этой теории рассматривается не как априорное благо или объективная данность, а с позиций оценки значения рыночных механизмов в обеспечении стабильного, устойчивого развития общественной системы в совокупности экономической, социально-культурной и экологический компонент.

   Рынок как стабилизирующий фактор в рамках конкретной социально-экономической модели, его возможности и ограниченность в этой роли - вот тот угол зрения, тот специфический концептуальный подход, который доминирует в исследованиях коллектива Института проблем рынка РАН.

   Что касается существа подхода Института проблем рынка РАН, то, коротко, он состоит в следующем.

   Теория общей социально-экономической стабилизации предполагает формирование и реализацию политики, последовательно минимизирующей зоны риска, направленной на расшивку узких мест, локализацию сфер непредсказуемого поведения. Реализация такой политики нацеливается на существенные и нарастающие инвестиции в сферы, определяющие устойчивость системы, ее высокую адаптивность в непредвиденных ситуациях. В то же время, вложения в стабилизацию должны находиться в оптимальном соотношении с вложениями в интенсификацию и в экономический рост системы с тем, чтобы политика стабилизации не переродилась в политику стагнации.

   К вложениям в стабилизацию социально-экономической системы могут быть отнесены, в первую очередь, вложения в создание и развитие инфраструктуры. Сотрудники Института исследуют три типа инфраструктуры: материальную, к которой относится строительство дорог, мостов, каналов, телекоммуникаций, жилья и объектов культурно-бытового назначения, институциональную, включающую прежде всего затраты на развитие фундаментальной науки, и персональную, охватывающую образование, здравоохранение, обслуживание населения, культуру.

   Кроме того, вся совокупность вложений в охрану окружающей Среды является, по сути, составным элементом общих расходов на стабилизацию социально-экономической системы.

   И, наконец, одной из основных составляющих стабилизационной политики выступают затраты на социальную сферу, на смягчение возможной социальной конфронтации между различными профессиональными, региональными, возрастными и другими группами населения. Экономический срез этих проблем - доходы населения: их уровень, дифференциация, механизм формирования и перераспределения.

   Альтернативной политики, базирующейся на теории общей социально-экономической стабилизации, концепции которой положены в основу исследований Института, выступает тактика принятия высокорисковых решений. Такая политика угрожает накоплением дестабилизирующего потенциала в системе, нарастанием вероятности одновременного наступления большого числа срывов и, в конечном счете, распадом, деградацией экономики и общества.

   В формировании этих двух альтернатив рыночные механизмы могут сыграть огромную и неоднозначную роль. Например, политика так называемой финансовой стабилизации, вырванная из контекста концепции общей социально-экономической стабилизации, приводит не только к дестабилизации в социальной и экологической сферах, но и разрушает сами рыночные механизмы (неплатежи, натурализация товарообмена, бегство капиталов и т.д.).

   Поэтому основной консолидирующей проблемой научный коллектив Института проблем рынка считает разработку комплекса механизмов и условий для обеспечения максимального стабилизирующего воздействия рыночных инструментов на всю социально-экономическую сферу.

   В рамках разрабатываемой Институтом концепции, а также Программы фундаментальных исследований Отделения экономики РАН "Экономические проблемы переходного периода к рыночной экономике", Институт проблем рынка осуществляет исследования по четырем основным направлениям.

  1. Теория и методология организации рынка в экономике страны. Роль кредитно-финансовой системы в обеспечении стабилизационной экономической политики.
  2. Теория и методология использования экономических рычагов в системе управления народным хозяйством и централизованного регулирования рыночных процессов.
  3. Теория и методология эколого-экономического регулирования рынка.
  4. Моделирование процессов взаимодействия и интеграции внутреннего и мирового рынков, исследование экономических механизмов включения государства в систему мирохозяйственных связей.

© Научно-практический журнал "Концепции" 2000 г. Все права защищены.